Вступили в силу изменения в законодательстве в сфере работы с обращениям граждан

Актуальное

С января 2023 года вступили в силу изменения, внесенные в Закон от 18.07.2011 №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон).

Инспектор службы «Одно окно» Елена Моисеенко готова разъяснить любые вопросы.

Начали действовать и постановления Совета Министров Респуб­лики Беларусь (№877 от 19.12.2022 и №986 от 30.12.2022), которыми корректируются два нормативных акта правительства, регулирующие вопросы организации работы с книгой замечаний и предложений и порядок ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц.

За разъяснениями редакция газеты «Полацкі веснік» обратилась к Ирине Гавриловой, начальнику отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Полоцкого райисполкома:

— В обновленном Законе изменяется подход к установлению обязанности по ведению книги замечаний и предложений. Вести ее новая редакция ст. 24 Закона обязывает только организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги в сферах, определяемых Совмином. Такая формулировка автоматически исключает необходимость ведения книги государственными органами.

Определен перечень из 13 сфер деятельности, где ее необходимо вести. Это те направления, где сотрудники непосредственно контактируют с потребителями.

В перечне сфер, в организациях которых обязаны быть книги замечаний и предложений, — торговля, общественное питание (за исключением летних, сезонных кафе, передвижных объектов), ЖКХ, бытовое обслуживание, здравоохранение (в том числе организации санаторно-курортного лечения и оздоровления), приемозаготовительные пунк­ты, придорожный сервис, банки, страхование, финансовая деятельность, культура, транспорт, связь, юстиция (нотариальные конторы, бюро, юридические консультации, риэлторские организации).

В работе инспектора службы «Одно окно» Виталии Хващевской важна каждая деталь.

Из прежнего перечня исключены:

– учреждения образования;
– автошколы;
– учебные пункты и центры подготовки и переподготовки водителей;
– редакции газет и журналов;
– территориальные центры соцобслуживания населения;
– автомобильные стоянки.

Обращения граждан

По-прежнему сохраняется широкий формат обращений граждан в Полоцкий райисполком. По вопросам справочно-консультационного характера можно позвонить на горячую линию по телефону
46-49-06 с 8.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 (кроме субботы и воскресенья). Письменные обращения направляются по адресу: 211400, г.Полоцк, ул. Толстого, 6.

Предварительная запись на личный прием к руководству райисполкома осуществляется по телефону
43-87-20. Каждую субботу с 9.00 до 12.00 по телефону 43-92-25 руководством Полоцкого райисполкома, Полоцкого районного Совета депутатов проводятся прямые линии.

Важное звено

Никогда не теряет своей актуальности тема взаимодействия органов власти и человека. Именно по состоянию работы с гражданами оценивают эффективность деятельности государственных структур. В этом плане показательна служба «Одно окно».

В практике работы Полоцкого райисполкома данный формат успешно действует несколько лет и стал незаменимым звеном в системе работы с обращениями граждан, доказав свою эффективность.

— Поначалу число административных процедур, по которым принимались заявления, было небольшим,— рассказывает инспектор службы «Одно окно» Полоцкого райисполкома Елена Моисеенко. — Сегодня их число выросло в разы, как и количество людей, которые к нам обращаются.

По-прежнему большинство обращений жителей Полоцкого района касается принятия решения о постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, о предоставлении арендного жилья, семейного капитала, возведении жилого дома и т.д.

За 2022 год отделами и управлениями Полоцкого райисполкома осуществлено 30 669 административных процедур, из них через службу «Одно окно» — 6814.

— Людей обращается много, каждому стараемся максимально облегчить решение вопросов, — делится инспектор службы Татьяна Прокопович. — Все необходимые запросы выполняем самостоятельно. Нагрузка, конечно, большая, но приятно осознавать, что гражданам оказана реальная помощь.

Новшества

С января 2023 года в госорганах и госорганизациях используется единая (интегрированная) республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц. Электронные обращения заявители будут подавать в госструктуры через единую систему (сайт «Обращения.бел»). В ней же будут регистрировать иные обращения, поступившие в госорганы.

К слову, ответ на электронное обращение госорганы будут давать также через единую систему. Письменный ответ за­явителю направят только в случае, если он попросит об этом в электронном обращении. Это следует учитывать гражданам и юрлицам, которым важно получить ответ на бумаге.

Физлица и представители бизнеса сегодня могут обратиться по вопросам образования и соцзащиты, строительства и предпринимательской деятельности, опеки и попечительства и др. По сути, «Одним окном» уже охвачены все сферы деятельности.