В Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденные в 2008 году, внесены определенные изменения и дополнения. Обновленный документ вступит в силу 12 октября 2018 года. Повлекут ли новшества значительные перемены в работе перевозчиков? О каких нововведениях в первую очередь следует знать пассажирам? За комментарием мы обратились к заместителю директора филиала «Автобусный парк № 2 г.Полоцка» ОАО «Витебскавтотранс» Николаю Лопатко.
Пассажиров обязали при совершении поездки при городской перевозке уступать специально обозначенные места пассажирам с детьми дошкольного возраста, беременным женщинам, инвалидам и лицам пожилого возраста, держаться за поручень во время поездки, сообщать водителю о забытых, брошенных или подозрительных вещах в салоне автобуса, не создавать препятствий для перемещения по салону автобуса.
— Новые Правила связаны с вступлением в 2017 году в силу изменений и дополнений в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», — поясняет Николай Петрович. — В целом нововведения направлены на формирование более понятных условий работы на рынке транспортных услуг и повышение качества и безопасности перевозок. Однако глобально ничего не поменялось, систематизированы те термины, понятия, правила, которые перевозчики уже использовали после вступления в силу Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Но есть и новшества.
— Говорят, теперь можно будет и удочки, и садовый инвентарь, и музыкальные инструменты в футляре перевозить…
— Так, можно отметить, что с 5 до 20 кг увеличен вес маломерного багажа, который пассажир вправе бесплатно перевозить в салоне автобуса. Разрешено бесплатно провозить одно место маломерной ручной клади, длинномерные предметы размером до 151 см, а также инвалидную коляску, трость, ходунки и другие средства социальной реабилитации для личного пользования инвалидов, музыкальный инструмент в футляре, лыжи, клюшки, удочки, ружье в чехле, велосипед в разобранном и упакованном виде, детский велосипед, санки, коляску.
Запрещается перевозить багаж и (или) ручную кладь, содержащие взрыво-, огнеопасные и другие вещества, которые могут причинить вред пассажирам, водителю, кондуктору или вызвать повреждение или загрязнение транспортного средства, багажа и (или) ручной клади.
Для оплаты провоза ручной клади при городских автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении применяется билет на одну поездку.
— А в части расписания движения что-то изменится?
— Для всех маршрутных транспортных средств, выполняющих перевозки в регулярном сообщении, в том числе маршрутных такси, оно должно быть в публичном доступе, то есть размещено на остановках, и желательно периодически публиковать его в средствах массовой информации, размещать в интернете — на сайтах, в социальных сетях. Пассажиры часто обращаются к нам, в автопарк, по поводу расписания «маршруток». Но такие вопросы теперь регулирует Витебское областное коммунальное транспортное унитарное предприятие «Оператор перевозок». И мы расписание автобусов сами не составляем, а в случае необходимости внести в него определенные изменения можем только направить обоснованное предложение «Оператору перевозок». Что касается новой редакции Правил, то в них прописано, что расписание любого транспортного средства должно быть соотнесено с расписанием других транспортных средств («маршруток», трамваев, троллейбусов) на дублирующих маршрутах для удобства пассажиров.
— Николай Петрович, следует ли хранить приобретенный билет как зеницу ока? Или после проверки контролером его можно благополучно потерять?
— Пассажирам следует иметь в виду, что билет является публичным договором перевозки. С того момента, как проезд оплачен, договор считается заключенным и перевозчик обязуется перевезти пассажира, его ручную кладь, а также сданный в багажное отделение багаж. Заключение договора удостоверяется проездным документом, билетом, багажной квитанцией или заказ-нарядом для групповых перевозок на нерегулярных перевозках. Пассажир обязан иметь и сохранять до окончания поездки проездные документы и багажные квитанции, иметь при себе оригиналы документов, подтверждающие право на льготы по оплате проезда в общественном транспорте, и предъявлять их по требованию. При утере билета пассажир не может претендовать на совершение поездки или возврат потраченных на поездку средств. Хочешь ехать — приобретай новый билет.
— Знаю, что одно из новшеств — определенный дресс-код для членов экипажа пассажирского транспорта…
— Да, к ним есть определенные требования. Они не должны курить в салоне и должны иметь опрятный вид, не одеваться в домашнюю или спортивную одежду.
— Активно обсуждается пассажирами такое нововведение, как вход в транспортное средство через переднюю дверь…
— Это рекомендация, и касается она пассажиров, которые без билета совершают посадку в транспортное средство, где билеты продает водитель. Если вы вошли в заднюю дверь и находитесь без билета, такое оправдание, как «Не успел пройти к кабине водителя», контролер не примет во внимание, и придется заплатить штраф.
— А вправе ли перевозчики по своему усмотрению «модернизировать» транспортные средства?
— Если говорить о перевозчиках пассажиров, то их обязали не допускать изменений конструкций транспортных средств, в том числе в салонах, чем зачастую грешили «частники» в своих маршрутных такси.
…В целом, следует отметить, что кардинальных перемен в Правилах автомобильных перевозок пассажиров не произошло. Уточнены некоторые моменты, которые продиктованы самой жизнью, то есть была узаконена уже сложившаяся практика, чтобы исключить какие-то спорные вопросы.