В Полоцке открылась уникальная выставка расслоенной стенописи Спасо-Преображенской церкви Спасо-Евфросиниевского монастыря

Главное

Нам не дано знать, что ждет за очередным поворотом жизненной дороги — все во власти судьбы. Порой неожиданно успех оборачивается крахом надежд, а очевидная неудача в итоге приносит победу. Не случайно на открытии выставки расслоенной стенописи Спасо-Преображенской церкви Спасо-Евфросиниевского монастыря в Полоцкой художественной галерее, в котором принял участие заместитель министра культуры Республики Беларусь Александр Яцко, известный белорусский реставратор Юрий Малиновский говорил о дуализме.

С одной стороны, трудности с финансированием работ по реставрации уникального памятника духовности и архитектуры отдалили возможность открыть фрески XII века без малого на два десятилетия, но с другой —именно это обстоятельство позволило отслоить и сохранить закрывавшие их более поздние росписи, которые также имеют большую историческую, художественную и духовную ценность. За то время, пока проведение реставрационных работ сдерживалось из-за недостатка средств, появились новые технологии, с помощью которых белорусские и российские реставраторы провели уникальную работу, итог которой представлен на новой стационарной выставке. А ведь могло случиться так, что росписи, закрывавшие фрески, были бы просто смыты растворителем и утрачены безвозвратно. К счастью, этого не случилось.

Специалисты Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника реставрационные работы в Спасо-Преображенской церкви постоянно держали в поле зрения. И когда стало очевидным, что росписи удалось сохранить, родилась идея представить их на выставке. Одна из авторов проекта, заведующая Художественной галереей Лариса Лысенко, рассказала, что их общая площадь составляет более 180 квадратных метров. Разумеется, для экспозиции требовались значительные площади, на которых к тому же созданы надлежащие условия для хранения произведений живописи. Поэтому было принято решение, поддержанное духовенством, о размещении ее в галерее.

За оформление уникальной выставки взялся известный художник-дизайнер Игорь Куржалов. «Мы постарались сделать ее легкой, воздушной», — признался он. Это удалось в полной мере — и макет Спасо-Преображенского храма, и сами росписи будто парят в воздухе, навевая мысли о высокой духовности. Художники, которые расписывали храм в ХIX веке, делали свое дело в соответствии с веяниями своего времени, однако никто из них не отступил от замысла византийских мастеров, выполнявших роспись церкви под руководством преподобной Евфросинии, повторяя изображенные на фресках библейские сюжеты. Дизайнер сохранил это и при оформлении экспозиции. Так что, к примеру, с легкостью отодвинув стенд с фрагментом росписи 1834 года, можно сравнить его с росписью более позднего периода —1885 года. Позже экспозицию дополнят и надписи, оставленные полочанами на стенах храма в разные периоды времени. Они также представляют несомненный интерес и большую историческую ценность.

Открывая экспозицию, директор Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Тамара Джумантаева поблагодарила всех, кто поддержал идею и принял участие в ее воплощении. В итоге в Полоцке появилась еще одна точка притяжения для туристов — многим будет интересно воочию увидеть уникальную, не имеющую аналогов в мире экспозицию.

Столь масштабный проект реализовать было бы невозможно без поддержки государства. Он осуществлялся на средства Гранта Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства. Заместитель министра культуры Александр Яцко отметил, что подобные проекты, направленные на популяризацию и пропаганду национальных культурных и духовных ценностей, всегда будут в поле зрения министерства. «Результат, который мы сегодня видим и все, кто принимал участие в воплощении в жизнь данного проекта, заслуживают самой высокой оценки и благодарности», — добавил он.

…Намоленное, святое место — Спасо-Евфросиниевский монастырь. Много столетий назад полоцкая княжна, подвижница, просветительница, святая заступница земли белорусской преподобная Евфросиния распорядилась построить на этом месте храм, а позже —расписать его фресками. За роспись взялись византийские мастера, трудившиеся под ее руководством и воплотившие в жизнь ее замыслы и идеи. Неумолимое время пощадило и сам храм, и его фрески, предоставив живущим в XXI столетии уникальную возможность прикоснуться душой к святости и мудрости великой полочанки.

«На фресках мы можем прочесть надписи, отражающие мысли святой Евфросинии. Они дошли до нас через века, не утратив своего глубокого смысла», — обращаясь к присутствующим сказала настоятельница Спасо-Евфросиниевского монастыря игуменья Евдокия. Невольно подумалось: над Полоцком, стоящим на перекрестке путей, много раз проносились испепеляющие вихри войн, он превращался в руины и возрождался из пепла. Но маленькая церковка у Полоты, несмотря на все испытания и перипетии, осталась невредимой. Сохранились и росписи со святыми ликами, дождавшиеся своего времени, чтобы предстать перед нашими современниками во всей красе. Подарок судьбы? Чудо? Промысел Божий…

Елена КАЛЕНИК.
Фото Андрея МАРЦИНКЕВИЧА.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *