В Полоцкой Художественной галерее начала свою работу выставка графики Израиля Басова «Поэзия в линиях».
Израиль Басов — белорусский живописец и график, наиболее яркий и самобытный представитель белорусского советского андеграунда.
7 октября 2023 года Израилю Матвеевичу исполнилось бы 105 лет. Творческая судьба художника трагична: он не был понят и принят при жизни, его первая персональная выставка прошла в 1996 году, лишь спустя 2 года после его смерти. Его чуть не исключили из Художественного училища, его работы отвергал выставком, даже в творческой среде в его адрес звучало немало нелестных слов.
Вопреки всему Израиль Басов творил. Он не был похож на своих коллег по цеху: писал свой собственный мир, с большим увлечением и страстью делал то, что любил. Басов всегда оставался верен себе и своей музе, которая и не думала его покидать: городские мотивы, пейзажи и окраины, люди, которые живут, танцуют, бегут и разговаривают, нет тем соцреализма и портретов передовиков производства.
«Поэзия в линиях» — такое название получила выставка графики Израиля Басова. Его живописным работам предшествовали рисунки со скульптурной лепкой объемов, уверенными широкими контурными линиями.
Представленные работы 1967–1992 гг. раскрывают нам откровения художника. Все его творчество строилось на чувствах. В работах «Большой город», «Город», «На природе» лаконично воплощена поэзия города, в которой обитает современный человек. Израиля Басова притягивает «изнанка» города: город без имени и адреса, без света и тепла, в котором человек лишь образ.
Рисунки Израиля Басова возникают как запись неожиданных открытий, многие из них хранят след внезапности. Поэтому любимая техника автора — рисунок фломастером. Жесткая линия, явный акцент, законченность форм — это то, что связывало художника с советским искусством. Суровый стиль с его монументальностью, метафорой и символичностью Басову не был чужд. Вместе с тем его творчество не вписывалось в официальную линию развития советского искусства.
Лишь в конце 1980-х годов были открыты забытые страницы истории искусства, и творчество Израиля Басова было оценено по достоинству — в публикациях искусствоведов, на многочисленных выставках. На сегодняшний день оно приковывает внимание зрителя, притягивает своей философией и индивидуальностью.
Выставка экспонируется до 19 ноября. Ждем вас!
Основными выразительными средствами в пейзажах художника «Закат» и «Красный пейзаж в чёрном» являются геометрические ритмы, в которых раскрывается эмоциональная окраска. Художник даже деревьям здесь придает геометрию, создавая застывшие и несколько монументальные картины.
Анна Колужёнок,
старший научный сотрудник Художественной галереи.