Интересное новшество, которое проект ГЭФ-ПРООН-Минприроды «Зеленые города» реализует в Полоцке, — внедрение инновационной схемы организации дорожного движения (ОДД). Она призвана привнести заметные изменения в функционирование транспорта в центральной части города. Некоторые решения будут применены впервые в Беларуси.
Эффективно и безопасно
Как это будет, рассказал эксперт по устойчивой городской мобильности Павел Астапеня:
— Новые технологии, другой транспортный спрос требуют адаптации. Этим проектом мы хотим показать, как все может быть иначе — современно, эффективно, устойчиво и безопасно.
— Павел, на что сделан главный акцент при разработке новой схемы?
— Уличная сеть центральной части Полоцка, которую можно обозначить неровным квадратом из улиц Евфросинии Полоцкой, Октябрьской, Юбилейной и проспектом Скорины, должна быть структурирована с учетом лучшего опыта европейских устойчивых городов. Местная власть активно участвовала в утверждении проекта новой схемы ОДД. Продолжим поддерживать общественный транспорт, выделенные полосы для которого будут продлены по улицам Октябрьской и Юбилейной. На их пересечении планируется еще один регулируемый пешеходный переход, благодаря чему будет закрыт нерегулируемый пешеходный переход, который находится в 50-ти метрах.
— Несколько слов о новшествах, предусмотренных проектом…
— В их числе обустройство искусственной неровности — «автобусной/скоростной подушки», призванной снижать скорость легкового транспорта. Эта инновация еще не опробована в Беларуси. На магистральных улицах Юбилейной и Октябрьской полосы будут четко структурированы по направлению движения. На Октябрьской завершается монтаж новых контроллеров, которые запустят алгоритм «зеленая волна».
По просьбе администрации города проект инициировал проработку концепции развязки на пересечении моста, улицы Юбилейной и проспекта Франциска Скорины. Наши эксперты предложили кольцевое решение этой развязки, что по сравнению со «светофорным» будет более эффективным.
На «местных» улицах
— А какие требования к улицам внутри «квадрата», которые определены как улицы местного или районного значения?
— Будет упорядочено движение на улице Евфросинии Полоцкой — появятся защищенные островки безопасности на нерегулируемых переходах, выделенные карманы для левоповоротного транспорта. Запланирована новая пластиковая разметка, ее преимущество — долговечность.
На улице Коммунистической предполагается новая выделенная велополоса. На улице Гоголя немного сместят парковки, они будут на одной ее стороне и расположены под углом. А на другой стороне — также выделенная велодорожка. В городе появляется велосеть.
Конструктивные решения
— Внутри «квадрата» размещаются две школы…
— Возле них проект предусматривает зоны посадки-высадки школьников. Исключим парковки в зоне пешеходных переходов, чтобы был отличный обзор проезжей части. С помощью конструктивных решений в виде полуостровков увеличим видимость, и автомобилисты будут вынуждены снижать там скорость даже без искусственных неровностей.
На некоторых небольших улицах следует узаконить парковки по одной стороне, движение станет односторонним.
— А как увеличить безопасность на оживленных перекрестках?
— С помощью мини-колец, которые превращают перекресток в кольцевое пересечение. Радиус таких мини-колец 3 м, они будут «наездными», в случае необходимости крупногабаритный транспорт сможет на такое кольцо наехать.
Скорость и экология
— Какие еще предлагаются инновации?
— На небольших улицах местного значения впервые в Беларуси появятся зоны движения для автотранспорта с ограничением скорости 30 км/ч, что позволит обеспечить комфорт и безопасность пешеходов. На улицах, которые определили как магистральные, — Октябрьской и Юбилейной, наши решения закладывались с учетом скоростного режима 50 км/ч. Координация светофоров, алгоритм «зеленая волна» запрограммированы и на скорость 40-50 км/ч. Если кто-то поедет быстрее, попадет на красный свет.
— Принесет ли инновационная схема ОДД экологические преимущества?
— Да. Новая стойкая разметка исключит ежегодное обновление дорожной разметки эмалью, которая содержит ряд вредных веществ. И транспорт лишний раз не будет задействован в этой работе. В результате стабильного движения транспорта, с меньшим количеством разгонов и торможений, сократятся выбросы СО2. Кроме того, мы расширяем возможности для низкоуглеродных передвижений — пешком и на велосипеде.
Некоторые элементы инновационной схемы ОДД начнут внедряться уже с мая, а к концу года планируется полностью реализовать концепцию.