Выполнение (а точнее, невыполнение) заявок, поданных по телефону 115, — один из самых распространенных вопросов частного порядка, с которыми обращаются граждане, в том числе и в редакцию.
На законодательном уровне данная работа регламентируется Инструкцией о порядке организации работы по приему, регистрации в автоматизированной системе «Диспетчерская служба», передаче на исполнение, исполнению и контролю за исполнением претензий и заявок, поступающих на короткий телефонный номер 115, интернет-портал «Мая Рэспубліка: 115.бел» или мобильное приложение к интернет-порталу «Мая Рэспубліка: 115.бел», утвержденной постановлением Совета Министров (в редакции от 22.03.2024).
А как обстоят дела на самом деле? Почему заявки граждан выполняются не сразу? За разъяснениями мы обратились к начальнику отдела ЖКХ Полоцкого райисполкома Ирине Зенченковой.
Еженедельно от жителей Полоцкого района в службу 115 поступает около 1000 звонков, которые направляются непосредственно в КУП «ЖКХ г.Полоцка» и его структурные подразделения (спецавтобазу, ЖЭСы, «Горсвет»). Часть обращений в службу 115 поступает не по компетенции, тогда они направляются на доработку. Информация о выполнении/невыполнении всех заявок каждую неделю поступает в Полоцкий райисполком.
В какой срок должна быть выполнена заявка? «В зависимости от обращения потребителя ЖКХ-услуг в срок от 1 до 3 рабочих дней, — ответила Ирина Юрьевна. — Практика показывает, что наши службы ЖКХ сразу удовлетворяют в среднем около 60% обращений. Отдельные заявки требуют проведения текущего и капитального ремонта, поэтому выполнить их в течение нескольких рабочих дней просто невозможно. Такие проблемные вопросы включают в перспективные планы работ райисполкома и соответствующих служб».
В топ-3 обращений, поступающих по номеру 115 из Полоцкого района, — состояние дорог и благоустройство территорий, состояние канализационных сетей, удаление или обрезка аварийных деревьев.
Эх, дороги…
Ремонт дорожного покрытия, благоустройство дворовых территорий осуществляется согласно плану, утвержденному на календарный год, с учетом выделенного финансирования. Поэтому заасфальтировать улицу или даже ее участок, установить скамейку или игровое детское оборудование по звонку не получится, если финансирование не было предусмотрено.
Проблема «с запашком»
Сколько ни говорят гражданам, что канализация — не мусоропровод, они продолжают смывать в унитаз все, что только можно. Как результат — обращения по поводу засоров, неприятного запаха, сырости в подвалах и т.д. Например, только за июль в ЖКХ г.Полоцка поступило 124 обращения (то есть в день нужно было разобраться с 5-6 «плохопахнущими» ситуациями как в городе, так и на районе).
Еще один нюанс: в сельских населенных пунктах района есть системы водоотведения, которые не имеют балансодержателя, а значит, фактически никто за их содержание и ремонт не отвечает. В настоящее время ведется работа по их передаче на баланс организаций.
Капризы природы
Участившиеся ураганы вызвали увеличение количества обращений об удалении или санитарной обрезке деревьев. Напомним, что аварийность дерева устанавливает специалист ЖКХ (к слову, один на весь район) и удаление дерева без соответствующего заключения наказывается по закону. Не всегда обращения граждан по поводу опасного, по их мнению, дерева подтверждаются специалистом. В райисполкоме имеется список деревьев, подлежащих удалению, однако выполнить работы одновременно невозможно. Более того, большинство таких объектов находится в сельских населенных пунктах. Для решения вопроса жилищно-коммунальные службы привлекают подрядные организации.
Обильные летние дожди привели к участившимся случаям подтопления подвалов. И хотя таких потопов, как в Минске, на Полотчине не было, они обозначили еще одну жилищно-коммунальную проблему — необходимость ремонта прохудившейся гидроизоляции зданий, обустройство отсутствующего в некоторых объектах прифундаментного дренажа. А на это нужно время и, главное, средства.
Подведем итоги. Не берусь защищать коммунальщиков от порой справедливых упреков граждан в нерасторопности, затягивании сроков исполнения заявок в службу 115. Судя по звонкам в редакцию, такое часто бывает. Однако объективные причины невозможности сработать оперативно у них также существуют. Поэтому житейский совет: обращайтесь по компетенции.
Неделя в цифрах С 12 по 18 августа в службу 115 от жителей Полотчины поступило 856 заявок. Из них по состоянию на 19 августа было выполнено 442, выполнено также 326 заявок из числа поступивших ранее. 13 заявок, поступивших в указанную неделю, были направлены на доработку.