Сегодня Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Само слово «благовещение» означает «благая» или «добрая» весть.
Согласно Священному Преданию, до 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем должна была, как достигшая совершеннолетия, возвратиться к своим родителям или выйти замуж. Но Мария объявила о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою.
Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней. Живя в городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме. Она читала книги Священного Писания и молилась Богу.
В Святом Евангелии говорится, что к Деве Марии был послан Ангел Гавриил и, приветствуя Ее словами: «Радуйся Благодатная!», возвестил о том, что Она станет Матерью Спасителя — Господа нашего Иисуса Христа…
По преданию, Благовещение Пресвятой Богородицы свершилось у единственного в Назарете источника, где Дева Мария, подобно другим местным жительницам, черпала воду для хозяйственных нужд. В XVIII столетии над источником был возведен православный храм во имя
Архангела Гавриила.
В Русской Православной Церкви существует традиция на праздник Благовещения выпускать на волю птиц. По слову Святейшего Патриарха Алексия II, эта исполненная глубокого смысла древняя традиция «символизирует дух христианской свободы, устремленность человеческой души к освобождению от пут греха и соединению с небом».
В 2017 году торжественный Вход Господень в Иерусалим празднуется Православной Церковью 9 апреля, за неделю до Пасхи Христовой, через два дня после Благовещения. В Священном Писании сказано, что после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос собрался для празднования Пасхи идти в Иерусалим.
Начальники иудейские и фарисеи, негодуя на Господа Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить и Его, и воскрешенного Им Лазаря.
Господь Иисус Христос совершил Свой торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он, истинный Христос Царь, идет на страдания и смерть добровольно.
В Православной Церкви праздник Вход Господень в Иерусалим называется еще Неделей Ваий — от обычая встречать этот праздник с ветвями пальмы. В России пальмовые ветви заменяются вербой, а сам праздник называют еще Вербным воскресением.
В этот день православные храмы переполнены народом. Люди стоят, держа в руках веточки вербы, чествуя великий Вход Господа на вольные страдания. Молящиеся встречают грядущего невидимо Спасителя и приветствуют Его как Победителя ада и смерти.
Протоиерей
Александр ШАХОВИЧ,
священнослужитель
Полоцкой епархии.