В соответствии с Конституцией Республики Беларусь одной из форм высшего непосредственного выражения власти народа является референдум – прямое волеизъявление граждан, осуществляемое в форме всеобщего голосования по наиболее важным вопросам государственного либо местного значения.
Посредством участия в референдуме граждане не просто выражают свое мнение, но принимают решение, обязательно учитываемое органами государственной власти и обладающее юридической силой. Юридическая сила решения, принятого на референдуме, определяется в нормативном правовом акте о назначении этого референдума.
Для того чтобы механизм референдума использовался как элемент демократического процесса принятия решений, то есть применялся для достижения высшей легитимности при решении различных вопросов, требуется наличие соответствующей правовой основы.
Сегодня отношения, связанные с назначением, подготовкой и проведением референдума в Беларуси, регулируются Конституцией Республики Беларусь (глава 2) и Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Согласно Конституции единственным субъектом, имеющим право принимать решение о проведении республиканского референдума, является Президент Республики Беларусь. Парламент или граждане (не менее 450 тысяч) могут лишь проявлять инициативу о назначении республиканского референдума, а Президент вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям законодательства Республики Беларусь.
На основе и в целях реализации положений Конституции Президентом издается Указ о проведении республиканского референдума.
Предметом республиканского референдума могут быть:
принятие Конституции, законов республики, внесение в них изменений и дополнений;
решение иных наиболее важных вопросов государственной жизни республики.
При этом не могут быть предметом республиканского референдума вопросы:
которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;
связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции 2 Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;
о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов, сборов (пошлин);
об амнистии, о помиловании.
В республиканском референдуме имеют право участвовать все граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста. Так же, как и в выборах, в референдуме не имеют права участвовать граждане, признанные судом недееспособными, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а в голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей.
Референдум проводится на основе принципов добровольности и свободного волеизъявления граждан, всеобщего, равного и прямого права при тайном голосовании.
Гражданам, общественным объединениям республики гарантируется право выражать свое мнение по вопросу, вынесенному на референдум, на собраниях, митингах, сходах граждан, в средствах массовой информации. Государственные органы охраны порядка должны пресекать агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного, родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.
Подготовку и проведение референдума осуществляют Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия), территориальные и участковые комиссии.
Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, независимо от формы собственности, должны предоставлять в распоряжение комиссий по референдуму помещения, оборудование и транспортные средства, необходимые для подготовки и проведения референдума.
В силу закона запрещается какое бы то ни было прямое или косвенное участие международных организаций, международных общественных объединений, иностранных государственных органов, юридических лиц и граждан, лиц без гражданства в финансировании и иной поддержке мероприятий, связанных с референдумом.
Итоги республиканского референдума подводит Центральная комиссия на основании протоколов областных, Минской городской комиссий по референдуму.
Центральная комиссия устанавливает:
общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
число граждан, получивших бюллетени для голосования;
число граждан, принявших участие в голосовании, в том числе число граждан, принявших участие в досрочном голосовании, число граждан, принявших участие в голосовании по месту нахождения, и число граждан, принявших участие в голосовании в день референдума в помещении участка для голосования;
число голосовавших за одобрение вынесенного на референдум вопроса (проекта решения) и число голосовавших против его одобрения;
число бюллетеней, признанных недействительными.
Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Однако решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
Решение, принятое референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и подлежит немедленному и обязательному официальному опубликованию после его подписания.
Решение, принятое референдумом, вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок.
Датой принятия решения референдумом считается день референдума.
Юридическая сила решения, принятого референдумом, определяется указом Президента Республики Беларусь о назначении референдума.