Вопросов, которые касаются жилищно-коммунального хозяйства, у населения всегда достаточно. Такая уж это хлопотная, многоотраслевая и важная сфера деятельности.
Во многом порядок в этой сфере зависит именно от нас с вами, от собственников имущества. Поговорим сегодня о порядке на территориях совместных домовладений. Если это многоквартирный дом, жильцы которого объединены в товарищество собственников (ТС) либо жилищно-строительный потребительский кооператив (ЖСПК), каждый собственник является совладельцем общего имущества (в т.ч. земельного участка). И это имущество, согласно законодательству, ТС или ЖСПК обязаны содержать в надлежащем виде и санитарном состоянии.
Дело председателя ТС
Как отмечают специалисты ЖКХ, многое зависит от председателя ТС или ЖСПК. Собственники сами выбирают человека на эту должность, он проходит соответствующее обучение, согласование в Полоцком райисполкоме. И есть примеры, достойные подражания. В отделе ЖКХ райисполкома подсказали, кто толково может рассказать о своей деятельности: Андрей Лемачко — председатель нескольких ТС в микрорайоне Аэропорт.
— Живу на проспекте Зодчего Иоанна в доме №3, возглавляю ТС с тех пор, как дом был подключен к коммуникациям, с 2014 года, — поясняет Андрей Степанович, педагог и инженер по образованию. — Затем стали поступать предложения возглавить ТС других новостроек. Посоветовался с семьей и согласился. Сегодня веду 7 домов и почти все свободное время уходит на эту работу. Шесть из семи домов передали на обслуживание КУП «ЖКХ г.Полоцка», заключили соответствующие договоры. А в доме по ул.Машерова, 1Б, жильцы решили по-иному организовать обслуживание: по договору частная фирма обеспечивает услуги энергетики, когда надо — приглашают специалистов ремонтных организаций, наняли уборщика. Пока все получается.
Кто убирает во дворе?
Если есть соответствующий договор с КУП «ЖКХ г.Полоцка», уборку (скашивание травы, уборку мусора, листвы, снега, подсыпку от наледи) по установленному графику осуществляет предприятие. А если такого договора нет? Надо поручить председателю заняться этим вопросом. Однако…
С 1 января 2020 года в Полоцке и Полоцком районе функции подтверждения и контроля объемов и качества оказания ряда услуг — по обращению с твердыми коммунальными отходами, техобслуживанию жилых домов и санитарному содержанию вспомогательных помещений в них, поддержанию и восстановлению санитарного и технического состояния придомовых территорий многоквартирных жилых домов, по содержанию и ремонту улично-дорожной сети домов и объектов благоустройства, по техническому обслуживанию уличного освещения, текущему и капитальному ремонтам обслуживаемого жилищного фонда — уполномочено исполнять коммунальное унитарное предприятие по оказанию услуг «Новополоцкая управляющая компания». Согласно результатам проведенных Полоцким райисполкомом конкурсов определены организации, с которыми заключены договоры на оказание данных жилищно-коммунальных услуг.
И актуальный сегодня вопрос по уборке и обкашиванию придомовых территорий на землях, являющихся коммунальной собственностью, также контролирует «Новополоцкая управляющая компания». Услуги оказывает организация, выигравшая конкурс, в частности, КУП «ЖКХ г.Полоцка».
— Жители должны понимать, что, согласно законодательству, таким образом решаются и другие проблемы, — комментирует первый заместитель председателя Полоцкого райисполкома Сергей Лейченко. — Система работы такова. Потекла в каком-то доме крыша, жильцы обратились в службу 115. Оттуда информация поступила в КУП «ЖКХ г.Полоцка», специалисты которого составили дефектный акт. Акт направили в управляющую компанию, там его перепроверили, составили смету, провели конкурс для определения подрядчика, который будет выполнять указанные объемы работ. Поэтому от «позвонил» и до «приехали» может пройти немало времени. Да, в чем-то мы теряем оперативность, но действовать мы обязаны по закону, только так, и никак иначе. Есть лишь небольшой перечень работ, который можно производить по иной схеме, оперативно.
Так, без подтверждения управляющей компании бюджетные деньги никто не использует. Это позволяет, во-первых, создать конкурентную среду в сфере ЖКХ, во-вторых, повысить контроль за исполнителями и их ответственность за качество оказываемых услуг.
Разъяснили алгоритм
Если коротко, алгоритм действий таков: участники ТС, ЖСПК проводят собрание, выбирают председателя, который обращается в отдел ЖКХ райисполкома, направляется на обучение, затем его кандидатуру согласовывает исполком, на собрании собственников жилья определяют организацию, которой доверят исполнять функции оперативного управления, либо оставляют это право ТС, ЖСПК и заключают договор на оказание услуг.
Уточнить информацию по данным вопросам можно в КУП «ЖКХ г.Полоцка, по телефонам жилищно-коммунальной службы: 74-77-04 и 74-77-09.
Фото Андрея Марцинкевича.