На днях в Минске нашему земляку, машинисту тепловоза Локомотивного депо Полоцк УП «Витебское отделение Белорусской железной дороги» Валерию Емельянову вручен нагрудный знак «Почётный железнодорожник».
Новая высокая награда пополнила копилку достижений В.Г.Емельянова, в которой уже есть нагрудные знаки отличия «Выдатнік Беларускай чыгункі», «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» трех степеней, «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км» и «Ганаровы транспартнік». И вот в очередной раз руководство Белорусской железной дороги отметило стабильно высокие результаты труда, значительный вклад в развитие железнодорожного транспорта Республики Беларусь, добросовестность, ответственность и постоянное повышение мастерства Валерия Геннадьевича. А он признает, что каждая награда для него — это определенный итог работы, которая за 40 лет в Локомотивном депо Полоцк стала его образом жизни.
Встретившись с Валерием Емельяновым накануне Дня железнодорожника, после его возвращения из очередной поездки, мы говорили о многом. О любви к технике — с тех пор, как отец учил управлять моторной лодкой и под парусом ходить по Двине. О профессиональном выборе и трудовых буднях машиниста, которые, даже если следуешь одним маршрутом, всегда складываются по-разному. О ценности времени и дружбы и о том, как важно наполнять жизнь знаниями, расширять кругозор, приобретать новые навыки.
…В детстве, сидя на берегу Двины с друзьями, Валера Емельянов любил наблюдать за поездами, которые следовали по железнодорожному мосту через реку. Мог ли он тогда представить, что спустя годы сам поведет локомотив?! В семье железнодорожников не было. Но был друг, который жил по соседству, — Юрий Зыль, машинист локомотива. И, когда Валерий вернулся из армии и подыскивал работу, сосед предложил поехать в Локомотивное депо Полоцк. Впечатлился и написал заявление о трудоустройстве. Пытливый ум, ответственный подход к делу, отличная физическая подготовка (со спортом Валерий Емельянов всегда был дружен) — все это пригодилось ему в освоении профессии. Окончил курсы помощников машиниста, позже — курсы машинистов. С интересом впитывая новые знания, брал пример с опытных коллег, которые были образцом трудолюбия.
«Преподаватели на курсах дают теорию, а практика как началась в 1983 году, так до сих пор и продолжается», — констатирует Валерий Геннадьевич. Он с благодарностью говорит о своих наставниках, отмечает, что многому учился у машиниста-инструктора пассажирской колонны Сергея Владимировича Васюрина. «Это человек с большой буквы, авторитетный, профессионал, — подчеркивает собеседник. — Учиться надо постоянно, всю жизнь. Если ты решил, что все знаешь, и остановился, считай, пропал».
Рассказывая о работе, Валерий Геннадьевич делает акцент на том, что каждый рейс — это результат слаженных действий целого коллектива — слесарей по ремонту подвижного состава, тех, кто готовит технику, убирает вагоны, осуществляет медицинский контроль… «Это люди, труд которых зачастую остается за кадром, — говорит Валерий Емельянов. — Это как эстафета, которую завершаем мы, машинисты, отправляясь в рейс. А для ее успеха сильным должно быть каждое звено».
Именно удачный финиш позволяет Валерию Геннадьевичу, который уже несколько лет трудится на пригородном движении, водит дизель-поезда, почувствовать удовлетворение от работы. «Тогда в радость и с друзьями встретиться, и в баньку сходить, и в бассейн, и с внучкой пообщаться, — замечает он. — Надо хорошо отдохнуть, чтобы как следует подготовиться к новой поездке. А думать о ней начинаю, уже когда возвращаюсь из предыдущей». Даже в выходные дни, будучи на месте пассажира поезда, Валерий Емельянов остается профессионалом: по стуку колес определяет, с какой скоростью движется состав; глядя на ливень за окном, метель, в жару или сильный мороз думает, какими должны быть действия машиниста…
Валерий Емельянов: — Романтика в работе машиниста, конечно, есть. В течение десятков лет, проезжая в одних и тех же направлениях, вижу, как растут деревья, как строятся дома, как меняется уровень жизни людей. Даже рассвет каждый день наступает по-разному. Главное — видеть, замечать все и любить эту жизнь.
А семейный стаж у Валерия Геннадьевича почти такой же продолжительный, как трудовой на стальной магистрали — 39 лет. «Может, супруга Ваша — тоже железнодорожник?» — спрашиваю. «Скажу, что да, потому что живем на Железнодорожной улице!» — смеется Валерий Емельянов и рассказывает, что его жена Галина Ивановна много лет отработала акушеркой и сейчас трудится в медицинской сфере. Вместе они вырастили двух дочерей, а теперь дарят безграничную любовь четырехлетней внучке Арине. «Мой вертолет — так я ее называю, — улыбается дедушка. — Видели бы, как мы с ней на велосипеде гоняем!»
— Хочу поздравить коллег-железнодорожников с нашим профессиональным праздником. Здоровья всем, их родным и близким, — желает Валерий Геннадьевич. – А также стабильной работы, достатка и благополучия.