Полочане помнят

Общество

Память о Вели­кой Отечественной войне не тускнеет с годами. О тех событиях помнит народ, свято храня в победной летописи при­меры мужества и доблести наших зем­ляков — Героев Советского Союза.

Сначала аэроклуб
Жители нашего города помнят о бойцах, прославивших полоцкую землю. Почетное место на Аллее героев возле Музея боевой славы занимает стела имени Героя Советского Союза, гвардии майора Степана Ивановича Жукова. Родился он 1 мая 1923 года в д.Пуща Россонского района Витебской области. После окончания неполной средней школы работал в сельском хозяйстве, на корчевке леса, в карьере известкового завода. Совмещал работу с учебой в Витебском аэроклубе, где изучал теорию и занимался тренировочными полетами.

В мае 1941 года его направили в Черниговскую военную авиационную школу пилотов, которой руководил полковник Ф.Г.Курдубов. Школа состояла из пяти авиационных эскадрилий, имевших в наличии по 80 самолетов У-2 и И-15. Было 5 аэродромов у ближайших деревень.

Профессия военного летчика, в особенности летчика-истребителя, летчика-штурмовика, требует специ­фических навыков и устойчивой психики для преодоления в бою эмоциональных и физических перегрузок, а подчас незнакомых ситуаций. Если для выполнения поставленной боевой задачи экипаж любого рода авиации, кроме истребительной, стремится избежать воздушного боя, то истребитель, напротив, решает свою задачу только в воздушном бою с целью сорвать выполнение противником боевой задачи. 

Боевой опыт
В первые дни войны летчиками школы было совершено 46 боевых вылетов на разведку и патрулирование. Затем школу пилотов передислоцировали в город Зерноград Ростовской области Северо-Кавказского военного округа. При приближении немцев к Ростову в ноябре 1941 года школу перебазировали в город Кизил-Арват Ашхабадской области Туркменской ССР. В течение года Степан Жуков стал опытным летчиком-истреби­телем.

Летал на самолетах И-16, Ла-5. Энергия, инициатива, и самостоятельность позволили молодому летчику в тяжелейших условиях начала войны, в первых схватках с хорошо подготовленным врагом выстоять. В последующем ему удалось преодолеть все препятствия, в деталях овладеть своей профессией и закончить войну гвардии майором, заместителем командира полка, прославленным асом, Героем Советского Союза.

Поединок победителя
В июле 1943 года Степан Жуков был направлен на Цент­ральный фронт. Вместе с товарищами по авиаполку прикрывал наш передний край от бомбардировщиков противника. Уже на четвертом вылете вступил в поединок с немецким истребителем и вышел победителем.

С августа 1943 года Степана Жукова назначили заместителем командира эскадрильи 58-го гвардейского штурмового авиаполка 2-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. В составе этого авиаполка служил до конца войны. Комсомолец Жуков к февралю 1945 года совершил 138 боевых вылетов на разведку и бомбардировку ж/д узлов, коммуникаций, речных переправ, скоплений войск противника.

Приятно, что и сегодня память о нашем земляке, Герое Советского Союза, сохраняется. 17 сентября 2022 года Краснопольскому детскому саду-средней школе присвоено имя уроженца Россонщины, небесного сокола, летчика-штурмовика Степана Ивановича Жукова. В его честь на входе в учреждение образования была установлена мемориальная доска.

Звание Героя
Степан Иванович Жуков участвовал в Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой, Бобруйской, Варшавско-Познанской, Берлинской и других операциях. Это бои за Днепровский плац­дарм, освобождение Лоева, Бобруйска, Осиповичей, Берёзы, Пружан и других городов Беларуси, штурм Берлина. В результате им было уничтожено 10 танков, 60 автомашин, 20 полевых и зенитных орудий, 1 паровоз, 10 железнодорожных вагонов, 2 склада с бое­припасами, 1 склад горючего, а также более 100 вражеских солдат и офицеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за «мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу» гвардии старший лейтенант Степан Иванович Жуков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Награжден также 3 орденами Красного Знамени, 2  орденами Красной Звезды, орденами Славы 3-й степени и Отечественной войны 1-й степени, медалями. Всего же за время войны Жуков совершил более 150 боевых вылетов.

На шестом боевом вылете С.И.Жукову не повезло. Во время воздушного боя вражеский самолет ударил по нему из четырех пушек. Заглох мотор, поэтому пришлось садиться на шасси, на фюзеляж. Самолет Степан Иванович сохранил, но сильно повредил грудь ручкой управления, потерял сознание. После госпиталя врачи запретили Жукову летать на истребителях. Пришлось переучиваться на пилотирование штурмовика Ил-2, который называли «летающим танком». 

На полоцкой земле
После окончания войны продолжил службу в Военно-Воздушных Силах. Был летчиком-инструктором, служил в Группе советских войск в Германии, затем в Китае. В 1952 году окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы. С 1955 по 1957 год командовал звеном 348-го истребительно-авиационного полка 26-й ИАД 22-й воздушной армии в Карельской АССР.

В 1957 году в звании майора он был уволен в запас. Вернулся в родные края, на Витебщину. Много лет жил в Полоцке. Вел активную военно-патриотическую работу, участвовал во всех мероприятиях, рассказывал полоцкой молодежи о Великой Отечественной
войне.

Умер Степан Иванович Жуков в 1997 году, похоронен на кладбище «Лесное».

И.В.Сыревич, ведущий научный сотрудник Музея боевой славы. Фото из архива учреждения.