Общественное обсуждение проекта изменений и дополнений Основного Закона Республики Беларусь завершено, но разъяснение конституционных новелл продолжается.
На диалоговых площадках, в общественных приемных, во время встреч с экспертами звучали самые разные предложения. Их услышали и учли в итоговом документе, который выносят на голосование. Но вопросы, требующие ответа, все еще остаются. Теперь главное — объяснить суть поправок доступно и понятно.
«В режиме правды» — так назывался открытый диалог, который прошел в ЦК «Полоцк» с участием руководства Полоцкого района, управления по идеологической работе и делам молодежи Витебского облисполкома, трудовых коллективов Полоцка и Полоцкого района. Главными спикерами выступили обозреватель телеканала «Столичное телевидение» Евгений Пустовой и член Конституционной комиссии, председатель Молодежного парламента при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь Егор Макаревич.
— Символично, что именно в Полоцке, колыбели белорусской государственности, мы говорим о сохранении нашей государственности, учитывая те геополитические вызовы, которые происходят сегодня в мире. Нам предстоит выбрать путь, по которому будет дальше развиваться Беларусь, если нам небезразлично будущее наших детей, — обратился автор рубрики «Политика без галстуков и купюр» Евгений Пустовой.
В своем выступлении обозреватель СТВ обратил внимание на большое количество политтехнологий, которые связаны с так называемыми фейками и активно применяются и в Беларуси, и у наших соседей. «Поэтому мы должны быть очень избирательными, анализируя любую информацию», — отметил спикер.
Эмоциональный диалог получился очень убедительным. Полочане с интересом восприняли информацию о ходе работы над новым Основным Законом. Как рассказал Егор Макаревич, впервые о внесении изменений в нашу Конституцию Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко заговорил еще в 2015 году.
— На протяжении нескольких лет над выполнением поручения Главы государства работали судьи Конституционного суда, и уже было готово несколько предложений. Почему референдум не случился раньше? Все объяснимо: в 2018 году проводились выборы в местные советы депутатов, это отдельная политическая кампания, 2019-й — выборы в Палату представителей, 2020-й — выборы Президента Республики Беларусь.
Спикеры в своих выступлениях подробно остановились на основных изменениях Конституции. Среди них — социальные гарантии государства (например, впервые в Основном Законе появляется такая норма, как дополнительные гарантии для лиц с инвалидностью, забота граждан о своем здоровье), патриотические, семейные ценности, сохранение исторической правды, разделение полномочий среди ветвей власти.
Логично, что именно сейчас мы подошли к внесению изменений и дополнений в Основной Закон. Конечно, свое влияние оказали и события 2020 года, но не стали этому причиной. Если бы мы принимали изменения в Конституцию, например, в 2019 году, то мы бы и не подумали закреплять такую норму, как необходимость патриотического воспитания — это было как догма. Если человек живет в своей стране, то он должен бережно относиться к своему государству, к своим истокам. Еще пять лет назад мы не могли предположить, что на уровне Основного Закона нужно закреплять традиционные семейные ценности. Мы живем в такое время, когда подобные вопросы необходимо решать, — пояснил свою точку зрения член Конституционной комиссии.
А.А.Кузьмин, заместитель генерального директора ОАО «ПСВ»: «Со всеми постулатами новой Конституции я соглашаюсь однозначно, кроме одного — ограничение сроков пребывания в должности Президента. Насколько оправдано внесение этого изменения?» Комментарии: Е.А.Макаревич: «Эта норма закреплена намеренно: если через некоторое время появится достойный кандидат, которого можно будет избирать на неограниченное количество сроков, тогда логичней будет еще раз провести референдум». Е.В.Пустовой: «Глядя на нашего Президента, я бы такое ограничение не вводил. Но чтобы в дальнейшем исключить так называемый триггер для возможных волнений в нашем обществе, и вводится это ограничение».