В структуру отдела внутренних дел Полоцкого районного исполнительного комитета влилась служба Государственной автоинспекции, которая ранее входила в структуру Управления внутренних дел Витебского облисполкома. Отдел внутренних дел пополнился 38 инспекторами ГАИ, которые будут обеспечивать дорожную безопасность в городе Полоцке и Полоцком районе. Возглавил данную службу майор милиции В.Л.Красько, с ним мы беседуем на тему дорожной безопасности.
— Василий Львович, закончилось первое полугодие. Если анализировать цифры, можно ли говорить об увеличении или уменьшении числа дорожно-транспортных происшествий?
— За 6 месяцев 2015 года на территории г.Полоцка и Полоцкого района зарегистрировано 18 ДТП. На дорогах погибли 3 человека, еще 17 получили ранения. Если анализировать цифры, то можно сказать, что отделением ГАИ работа ведется в правильном направлении и есть положительный результат — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось как количество ДТП, так и количество пострадавших. В первом полугодии 2014 года эти цифры соответствовали 21, 4, 20.
— Есть ли в нашем регионе случаи дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, и какая профилактическая, разъяснительная работа проводится среди водителей, дабы сократить их количество?
— Основной категорией пострадавших в ДТП являются дети-пешеходы. В этом году с участием несовершеннолетних произошло одно ДТП. Возле деревни Близница водитель автомобиля «Пежо» совершил наезд на ученицу 10 класса, которая шла по краю проезжей части дороги. Девушка получила телесные повреждения.
Дабы исключить ДТП с участием детей-пассажиров и спасти им жизнь в случае ДТП, сотрудники Госавтоинспекции постоянно ведут работу среди водителей, напоминая им о необходимости соблюдать элементарные правила безопасности при перевозке детей, в частности, обязательно использовать детские удерживающие устройства и ремни безопасности. В период праздничных и выходных дней, во время каникул эта работа усиливается — повсеместно проходят мероприятия, направленные на предупреждение аварийности с участием детей-пассажиров и детей-пешеходов. Считаю, что в предупреждении детской дорожной аварийности обязательно должны быть задействованы и учреждения образования — детские сады и школы, но основы дорожной безопасности и культуры поведения на дорогах должны быть сформированы, прежде всего, в семье.
— Вы ведете статистику и наверняка знаете, в какое время суток совершается наибольшее количество ДТП и какие самые аварийные улицы в нашем городе, дороги на районе?
— Самое большое количество ДТП совершается в час пик, а точнее, с 14.00 до 18.00. Что касается самых аварийноопасных улиц, то это улица М.Богдановича и улица Октябрьская. За городом — трассы «Лепель—Полоцк—граница РФ», «Витебск—Полоцк—граница Латвии», где зафиксировано наибольшее количество происшествий с пострадавшими.
— Василий Львович, сегодня в республике проблеме пьяных водителей уделяется пристальное внимание. Как в этом направлении работает ваше отделение ГАИ?
— Госавтоинспекция проводит целый комплекс мероприятий, направленных на снижение количества пьяных за рулем. Это и огромные штрафы, и лишение права управления транспортным средством, и профилактические беседы…
В октябре 2013 года вступил в силу новый нормативный акт, который позволяет конфисковать автомобиль у пьяных водителей. Скажем, если выпил банку пива и сел за руль — на первый раз отделаешься административным наказанием. Попался в течение года второй раз — лишишься машины, ее конфискуют. Причем не важно, кому авто принадлежит: другу, брату, свату… Сейчас хозяину автомобиля придется лишний раз подумать, кому он дает свою машину и в каком состоянии находится этот человек. В текущем году за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения задержаны 15 водителей, в прошлом — 35.
— Мы привыкли к такому выражению: пьяный за рулем — потенциальный убийца. Однако на дороге не менее опасны и пьяные пешеходы?
— Действительно, это так. Казалось бы, выпивший человек идет по тротуару, что тут страшного? Но практика показывает, что любой участник дорожного движения, будучи пьяным, может спровоцировать ДТП. Нетрезвые пешеходы выходят на середину проезжей части, переходят улицу на красный свет, резко меняют направление движения… Только за 7 месяцев нами задержаны 1925 пешеходов, которые так или иначе нарушали правила дорожного движения. При этом 145 находились в состоянии алкогольного опьянения.
— Давайте поговорим о велосипедистах и мотоциклистах.
— Эта категория участников дорожного движения также доставляет нам много хлопот. Почему-то многие считают, что правила существуют только для автомобилистов. Их, мол, большинство, ездят они с большой скоростью, вот пусть и подчиняются, а я на велосипеде могу ездить, как хочу. А это неправильно. Часто можно видеть, как велосипедист пересекает проезжую часть на велосипеде. Это грубейшее нарушение. Обращаю внимание: если велосипедист хочет пересечь дорогу, он должен слезть с велосипеда и перекатить его. Ведь чтобы остановить машину, водителю нужно время, а когда велосипедист резко въезжает на проезжую часть, оно сокращается.
Ночью в июне на автодороге «Лепель—Полоцк—граница РФ» в районе д.Владычино водитель грузового автомобиля совершил наезд на велосипедиста, двигавшегося в попутном направлении, который погиб на месте происшествия.
Еще одной специфической категорией водителей являются мотоциклисты. Иногда мотоцикл можно увидеть и на тротуаре, а его владельца — без мотошлема. Современные мотоциклы не уступают в скорости автомобилю, а между тем водитель мототранспорта в меньшей мере защищен от повреждений, чем водитель автомобиля. В начале августа около 10 часов вечера возле д.Азино мотоциклист, не справившись с управлением, врезался в дерево, получив тяжелые травмы, от которых в больнице умер.
— Горожане часто говорят на тему безопасности маршрутных такси. В них, как правило, нет кондукторов, и водители умудряются одновременно вести машину и разговаривать по мобильному телефону или считать деньги и обилечивать пассажиров. Проводит ли ГАИ рейды на предмет выявления недисциплинированных водителей маршрутных такси в этом плане? Был ли кто-нибудь наказан?
— К вышеназванным нарушениям необходимо добавить еще и перевозку пассажиров стоя. В первом полугодии ОГАИ проведено 8 рейдов по выявлению нарушений правил дорожного движения среди водителей маршрутных такси. Зафиксировано 11 фактов нарушений ПДД по ст.18.14.4 КоАП Республики Беларусь (разговор по мобильному телефону во время движения); 7 фактов — по ст.18.14.5 (нарушение правил перевозки пассажиров).
— Полочан волнует и проблема парковок на газонах, парковок при подъездах к дому. Возможно ли силами сотрудников ГАИ разрешить эти конфликты?
— ГАИ постоянно работает в этом направлении, в том числе и с привлечением эвакуатора. Но только одним нам эту проблему не решить. Каждый водитель должен понимать, что автомобиль нужно оставлять не там, где удобно, а где разрешено правилами дорожного движения.
— Какими принципами руководствуются в ГАИ при назначении штрафов? Когда назначают минимальный, когда максимальный? Как выбирают конкретное значение величины штрафа при больших «вилках» в Кодексе об административных правонарушениях?
— Сотрудник Госавтоинспекции учитывает признание либо непризнание вины нарушителем, характер совершенного им правонарушения, личность нарушителя (количество допущенных им ранее нарушений ПДД), степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие либо отягощающие административную ответственность за допущенное правонарушение.
— Есть ли в городе камеры видеонаблюдения, которые бы дисциплинировали водителей?
— В Полоцке пока нет, а в районе уже установлены четыре камеры фотофиксации. Они расположены недалеко от д.Бараново (Р20), д.Ксты, г.п.Ветрино (Р45), д.Коллективная (Р46).
Независимо от времени суток и погодных условий камеры фиксируют момент превышения скорости и передают в единый пункт обработки сразу два снимка транспортного средства. Один помогает установить регистрационный знак, другой — марку, модель и цвет автомобиля. По этим данным вычислить владельца автомобиля не составляет труда: именно на его имя выписывается штраф.
— Василий Львович, какая на сегодняшний день главная задача вашего отделения?
— Самая главная наша задача — обеспечить безопасность дорожного движения, как в городе, так и в районе. А это кропотливая, ежедневная работа с нарушителями. Каждый участник дорожного движения должен четко понимать, что за нарушение правил дорожного движения последует наказание.
— Спасибо.