Новорожденный не может разговаривать, но это не мешает ему общаться с мамой и папой. С первых секунд жизни начинается развитие речи крохи, когда он восклицает о том, что пришел в этот мир. Что делать, чтобы ваш ребенок хорошо говорил?
От 0 до 1 года
В начале жизни мамины руки гладят, обнимают, делают массаж. Разговаривайте с крохой, озвучивайте каждое действие: купание, пеленание, кормление, укладывание.
• Водичка, водичка, умой мое личико. Чтоб смеялся роток и кусался зубок!
• Баю, баюшки-баю, не ложися на краю. Придет серенький волчок и укусит за бочок.
• Сорока-воровка, кашку варила, деток кормила (гладим ладошки). Этому дала, этому дала (поочередно берем пальчик, покачиваем его и загибаем к ладошке). А этому не дала. Ты воду не носил, печь не топил, кашу не варил, деток не кормил (покачиваем посильнее). Вот пень (указываем на запястье). Вот ступень (указываем на загиб локтевой). Вот криница, а здесь — холодная водица (щекочем подмышкой)!.
• Ребенок увидел поезд: «Ту-ту!» — Мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — Он отвечает: «Гав-гав». — Мама объясняет: «Собака».
Когда кроха начинает «гулить», мама отзывается, разговаривает с ним — так развиваем слух. Малютка фиксирует взгляд на лице матери и других взрослых — так формируется зрение.
Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Потом желательно их сопровождать правильными названиями, не подражайте детскому произношению.
Поощряйте попытки крохи произносить новые слова. Помогайте ему учиться слушать и выполнять инструкции, называя последовательность действий: «Возьми мишку и дай маме». Показывайте, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы. Уже к концу первого года жизни малыша можно заметить проблемы речевого развития и помочь ребенку.
От года до трёх
Развитие крохи в этот период можно условно разделить на три этапа.
Первый — от 1 года до 1,5 лет. Малыш осознанно говорит от 2 до нескольких слов, начинает интересоваться игрушками и играми по подражанию. В этот период больше говорите с ним и играйте.
Второй — от 1,5 года до 2 лет. Ребенок активно имитирует поведение взрослых, кушает ложкой, играет в мяч. Знает более 50 слов, умеет составлять предложения из двух слов. Называет и может показать части тела. Узнает близких на фотографиях.
Третий — от 2 до 3 лет. Кроха начинает всем интересоваться. Речь становится внятной и осознанной. Он задает вопросы «почему?», различает и называет цвета, знает предметы. Ребенок умеет строить предложения. Знает понятия «один-много», «большой-маленький», понимает некоторые предлоги, складывает картинку из 4 частей.
В 3 года малыш может пересказать короткие стихи и сказки, назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его понимают окружающие. К трем годам дети должны уметь сами кушать, одеваться: застегивать молнию, крупные пуговицы, надевать обувь. Знать последовательность раздевания и складывания одежды, просить взрослых о помощи, называть знакомых по имени.
Как помочь ребенку в это время?
• Разговаривайте с малышом в течение всего дня. Читайте яркие разноцветные книжки каждый день. Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки. Ставьте малышу детские песенки и сказки. Используйте стихи А.Барто «Мишка», «Зайка», «Лошадка», «Мячик» и другие.
• Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
• Играйте с малышом! Включайте ребенка и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. А еще лучше — в любую посильную работу, например, в помощь по уборке дома. Не забывайте благодарить за помощь.
От 3 до 5 лет
Словарь продолжает увеличиваться. Дети понимают и употребляют антонимы. У них появляется активное желание создавать новые слова («поездист» — машинист), они придают старым новое значение («машинист» — тот, кто водит машину).
Пятилетний ребенок способен близко к тексту пересказать знакомую сказку, составить простой рассказ по картинке. Начинает использовать не только простые предложения из пяти слов, но и сложные. Может делать простейшие выводы. Так, он способен определить, что ночью шел дождь, если утром в окно увидел лужи.
Рассказывает о том, что произошло несколько дней назад. Собирает разрезные картинки, состоящие из 6-8 элементов. Без труда собирает пирамидку, учитывая величину колец. Владеет понятиями «один-много», считает до пяти, показывая соответствующее количество на пальцах. Знает до 10 цветов, основные геометрические фигуры, понятия времен года, основные части суток.
К 5 годам малыш различает слова, отличающиеся одним звуком. До 5 лет появляются все звуки. Звук «Р» «созревает» последним. Если этого не происходит, нужно обращаться к специалистам.
1. Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
2. Внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами. Задавайте вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте к ответам.
3. Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ним, вспоминайте самые интересные моменты.
Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку, в первую очередь, нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
По материалам Л.В.ДЕМЬЯНЕНКО, учителя-дефектолога СШ №8. Фото Марии ЧЕРНИЧЕНКО.