На протяжении года в редакцию газеты поступают обращения, связанные с капитальным ремонтом, водоснабжением, отоплением жилых домов, благоустройством территорий, ремонтом дворов, тепловой реабилитацией зданий…
Немало вопросов возникает по поводу оказания жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Сегодня предлагаем вместе со специалистом КУП «ЖКХ г.Полоцка» разобраться, каковы порядок и сроки их оказания. Наша собеседница — начальник жилищно-коммунальной службы Ирина Лодис.
— Ирина Владимировна, давайте для начала поясним, какие услуги относятся к жилищно-коммунальным.
— Согласно подпункту 1.2 ст.1 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее — Закон), жилищно-коммунальные услуги — услуги по поддержанию и (или) восстановлению надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, иных капитальных строений (зданий, сооружений), жилых и (или) нежилых, вспомогательных помещений, по обеспечению их благоустроенности, благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, включающие в себя горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию), газо-, электро-, теплоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, обращение с твердыми коммунальными отходами, техническое обслуживание, техническое обслуживание лифта, текущий ремонт, капитальный ремонт, санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома и иные жилищно-коммунальные услуги, оказываемые в соответствии с договорами.
— Жилищно-коммунальные услуги подразделяются на основные и дополнительные. Какие основные услуги населению предоставляет КУП «ЖКХ г.Полоцка»?
— Это следующие услуги: техническое обслуживание жилого дома, подогрев воды (горячее водоснабжение), теплоснабжение (отопление), санитарное содержание вспомогательных помещений, текущий ремонт (подъездов жилых домов), обеспечение электроэнергии для освещения вспомогательных помещений жилых домов и для работы лифтов. Плата за услуги начисляется через расчетно-справочный центр. Взаимоотношения между исполнителем и потребителем жилищно-коммунальных услуг оформляются договорами. Коммунальные услуги оказываются потребителю в объеме не ниже норм (нормативов) потребления, которые устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами.
Источником финансирования ЖКУ по текущему содержанию и ремонту объектов благоустройства придомовых территорий и территорий Полоцкого района (уборка придомовых территорий, ремонт усовершенствованных покрытий проездов и тротуаров, уход за зелеными насаждениями, ремонт детского игрового оборудования, малых архитектурных форм и др.) является бюджет, а также средства землепользователей, на чьих территориях оказываются эти услуги.
— Поясните, пожалуйста, что такое дополнительные ЖКУ?
— К дополнительным относятся услуги, которые оказываются дополнительно к основным ЖКУ по желанию потребителя (ст.4 Закона). В их перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 №99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее — Постановление), входят установка и (или) техническое обслуживание запорно-переговорных устройств жилого дома; установка и (или) техническое обслуживание систем видеонаблюдения за жилым домом и придомовой территорией; организация работы и содержание вахтеров (консьержей) в многоквартирном жилом доме; аренда и (или) замена напольных грязезащитных ковровых покрытий; обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройства и их дальнейшее содержание. Потребитель имеет право отказаться от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг.
— Если выявляются недостатки оказанных ЖКУ, то в какой срок их следует устранить?
— В максимально короткий срок, технологически необходимый для устранения недостатков. Предельный срок устранения неисправностей элементов зданий с момента их выявления установлен нормами Технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.04-305-2016 (33020) «Техническое состояние и техническое обслуживание зданий и сооружений. Основные требования». Возобновление оказания жилищно-коммунальной услуги, не оказанной потребителю, либо повторное оказание жилищно-коммунальной услуги, оказанной ранее с недостатками, должно быть проведено в первоочередном порядке в срок, установленный законодательством или исполнителем для срочного оказания жилищно-коммунальной услуги.
В случае если потребитель потребовал уменьшения размера платы в связи с оказанием ЖКУ с недостатками, а также в случае неоказания ЖКУ, перерасчет платы за основные ЖКУ осуществляется согласно соответствующему Положению, утвержденному вышеназванным Постановлением, а за дополнительные ЖКУ — в порядке, определенном договором.
— Куда следует направлять заявки по вопросам некачественного предоставления или непредоставления ЖКУ?
— На номер 115, в единую автоматизированную систему «Диспетчерская служба».
При наличии ресурсов Платные услуги не являются основной деятельностью КУП «ЖКХ г.Полоцка» и предоставляются населению при наличии трудовых ресурсов и технической возможности. Заявки на платные услуги также подаются на номер 115. Условия и сроки выполнения работ оговариваются исполнителем и потребителем, стоимость работ оплачивается согласно действующему на момент проведения работ прейскуранту цен. Ознакомиться с ним можно на сайте КУП «ЖКХ г.Полоцка».