Говорят, чужая душа — потемки. Но есть профессии, представители которых как раз и призваны помочь людям разобраться с внутренними проблемами.
А если это душа маленького ребенка, который еще не может объяснить свои переживания? Или подростка, с его проблемами переходного возраста? Помочь детям понять самих себя, окружающий мир и, конечно, взрослых или взрослым услышать детей — именно это является основной целью работы педагогов-психологов.
В этом году победителем областного конкурса профессионального мастерства «Моё призвание — психолог» стала Татьяна Вершинина, психолог ПГГ №1 им.Ф.Скорины. Педагогический стаж — 11 лет, магистр психологических наук, работает в учреждении с 2015 года, имеет 6 опубликованных научных работ. А еще она художник и мастер по ремонту ювелирных изделий (причем дипломированный)… Но обо все по порядку.
Наша героиня родом из Витебска. С детства занималась творчеством: посещала музыкальную школу по классу аккордеона, играла на гитаре и фортепиано, пела в народном хоре, рисовала.
В 2013 году окончила Витебский технологический колледж с присвоением квалификации изготовитель художественных изделий из керамики, мастер по ремонту ювелирных изделий, художник, учитель. В 2015-м — ВГУ имени П.М.Машерова по специальности «Психология», там же в 2018 году получила степень магистра. Приход в психологию Татьяна объясняет желанием разобраться в себе, во взаимоотношениях с родителями. Ведь она по собственному опыту знает, как трудно ребенку пережить развод родителей и что такое неполная семья.
Сначала, вспоминает Татьяна, работать было сложно: одно дело — теория, другое — практика. Требовалось учиться бережно и аккуратно, затрагивая тончайшие струны души человека (вот она, ее «ювелирная» работа), помогать другим открыто говорить о своих проблемах.
Командная работа — Победа в конкурсе — это результат работы целой команды педагогов нашей гимназии. Я очень благодарна за помощь моим коллегам Иллоне Александровне Антиповой, Валентине Юрьевне Мелиховой, Лилии Константиновне Раткевич. А также моей семье — маме, мужу, детям, которые во всем меня поддерживают.
Сегодня Т.Г.Вершинина сама разрабатывает и внедряет в практику материалы для психологических исследований, владеет техниками арт-терапии, сказкотерапии, нейролингвистическим программированием и другими. По ее мнению, эти методики через призму метафор лучше помогают проработать трудные ситуации.
У Татьяны большая семья: муж Андрей, трое детей — Настя (9 лет), Соня (3 года) и Жора (1,7 года), и она так же, как и все, сталкивается с жизненными проблемами.
Советы от Татьяны Вершининой • Не слишком категорично относитесь к детям: они не всегда понимают, что делают и говорят. • У каждого человека, в том числе ребенка, должно быть личное пространство. • Если в общении с детьми один из родителей начал «закипать», второй должен взять на себя это общение. • Чаще просматривайте фотографии своих детей. • Заведите хорошую семейную традицию (например, мы под Новый год ходим с детьми в кино). • Радуйтесь каждому моменту жизни, находите те ресурсы, которые помогут вам идти дальше.
«Появление собственных детей помогло мне переосмыслить поступки и слова родителей», — откровенно рассказывает она. А преодолевать кризисы, разбираться с возникающими трудностями и избежать профессионального выгорания ей помогает личная терапия у психолога.
При этом Татьяна Вершинина не перестает учиться: осваивает новые методики, читает специальную литературу, участвует в международных конференциях. «Психологическое мастерство — это систематическая работа, ежедневный труд, опыт, который собирается по крупицам», — считает она и, как настоящий профессионал, продолжает совершенствовать свое «ювелирное» мастерство.