О значимости ВНС и всенародного обсуждения законопроектов в Беларуси

Важное

В феврале был принят Закон № 248-З «О всебелорусском народном собрании», который в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет правовой статус, компетенцию и порядок формирования Всебелорусского народного собрания, принципы и организационные основы его деятельности, а также права и обязанности делегатов.

Всебелорусское народное собрание (далее ВНС) – это высший представительный орган народовластия в Республике Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие.

ВНС не является новым органом для нашей страны, так как проводится в Беларуси с 1996 года.

Считается, что именно оттуда пошла традиция составления программ социально-экономического развития «на пятилетку».

Всего прошло уже шесть таких собраний: в 1996, 2001, 2006, 2010, 2016 и, последнее на данный момент, в 2021 году. Именно на нем было анонсировано проведение очередного референдума по внесению изменений в Конституцию в 2022 году.

Согласно изменениям и дополнениям, внесённым в Конституцию Республики Беларусь по результатам республиканского референдума 27 февраля 2022 года, ВНС стало конституционным органом. Порядок формирования и деятельность закреплены в главе 3-1 Конституции и соответствующим Законом.

Согласно закону, отметили там, к делегатам Всебелорусского народного собрания отнесены глава государства, президент, прекративший исполнение своих полномочий, представители законодательной, исполнительной и судебной власти, местных советов депутатов, а также гражданского общества.

При этом ВНС не вправе подменять иные госорганы, выполнять их функции и вмешиваться в их работу.

 Коллегиальным органом, обеспечивающим в порядке, установленном законом, оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию ВНС, является Президиум. Председатель ВНС, его заместители и иные члены Президиума избираются ВНС тайным голосованием.

ВНС наделено правом утверждать основные направления внешней и внутренней политики, военную доктрин; концепцию народной безопасности; утверждать программы социально-экономического развития Республики Беларусь; заслушивать Премьер-министра о выполнении программ социально-экономического развития Республики Беларусь; принимать решения о смещении Президента с должности в случае систематического или грубого нарушения им Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также данный орган наделён правом законодательной инициативы и др. Решения ВНС являются обязательными для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, кроме актов судебных органов.

Первое заседание нового ВНС должно состоятся не позже 60 дней после проведения единого дня голосования, который планируется провести в феврале 2024 года. Его делегатами могут быть граждане, обладающие избирательные правом, не имеющим подданство (льготы) от иного государства.

СКАЗАНО

­Президент Беларуси Александр Лукашенко:

– ВНС должно объединить делегатов от всех регионов и слоев населения, представителей власти и нашего общества. Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации. Собрание — опора и для народа, и для власти. Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться и государственные органы. То есть нам легче будет работать, если эта толока (1,2 тысячи, или сколько вы предлагаете человек), соберутся представители оттуда, снизу, которые видят цены в магазинах, гайки крутят и хлеб высевают, и примут решение, в каком направлении двигаться.


На совещании по вопросам формирования Всебелорусского народного собрания

и изменения избирательного законодательства, 20 октября 2022 года.