На прошедшем в Полоцке республиканском семинаре, посвященном теме цифровизации, прозвучало много интересных сведений о цифровой трансформации услуг РУП «Белпочта». Их озвучила начальник Полоцкого регионального узла почтовой связи Ольга ЗАКРЕВСКАЯ. Встретившись с ней, мы обсудили ряд аспектов данной тематики.
— Наше предприятие принимает активное участие в реализации Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 годы, — акцентировала собеседница. — Одно из основных конкурентных преимуществ в сфере услуг почтовой связи — применение в работе современных технических средств и передовых решений в области информационных технологий.
Цифровая трансформация услуг — залог качества, удобство пользования услугами и сервисами для клиентов РУП «Белпочта», проживающих в различных уголках страны.
— Полоцкий регион был одной из стартовых площадок проекта «Мобильный почтальон». Как он развивается?
— Сегодня это масштабный проект, позволяющий почтальонам и почтовым курьерам оказывать услуги клиентам в режиме онлайн на дому, в офисе. В нашем регионе оказание услуг посредством автоматизированного программного комплекса (АПК) «Мобильный почтальон» осуществляется на всех доставочных участках — как в городе, так и в сельской местности. Все почтальоны и почтовые курьеры обеспечены устройствами в полном объеме. Если в 2021 году посредством АПК «Мобильный почтальон» можно было оказывать 6 видов услуг, в 2022 — 15, то в настоящее время существует более 25 видов услуг и сервисов.
— Какие из них самые популярные?
— Регистрация в Национальной почтовой электронной системе, прием подписки на газеты и журналы, прием и выдача почтовых отправлений, денежных переводов, выплата пенсий, прием платежей в системе ЕРИП, реализация товаров потребительского спроса. Кроме того, держателям банковских платежных карт АСБ «Беларусбанк» предоставляется возможность выдачи наличных денежных средств, пополнения счета и просмотра сведений об остатке средств. И развитие продолжается. С декабря прошлого года начата опытно-промышленная эксплуатация АПК «Мобильный почтальон» в части выдачи почтовых отправлений по SMS-коду, прием заявок от населения на реализацию товаров потребительского спроса.
— Ольга Николаевна, что представляет собой Национальная почтовая электронная система, получившая развитие с 2021 года?
— Это альтернатива стандартной пересылке отправлений письменной корреспонденции. Ее преимущества: бесконтактная отправка и получение 24/7, мгновенная доставка, безопасность и конфиденциальность переписки, подтверждение факта вручения, доступ к функциям системы с различных клиентских интерфейсов и любых устройств.
— Ольга Николаевна, расскажите о других приоритетных направлениях РУП «Белпочта».
— Это развитие интернет-портала и мобильного приложения предприятия. На сегодня количество зарегистрированных пользователей составляет более 320 тысяч. Из них порядка 3 тысяч — регулярные пользователи услуги получения почтовых отправлений по СМС-идентификации. Данная услуга активно развивается. За 2023 год по СМС было выдано более 130 тысяч отправлений, наш узел связи также успешно развивается в данном направлении.
А официальное мобильное приложение РУП «Белпочта» совместно с интернет-порталом предприятия постепенно становится виртуальным отделением почтовой связи. Расширяется функционал личного кабинета физических и юридических лиц. На основе интернет-портала и мобильного приложения введен в эксплуатацию набор сервисов и онлайн-инструментов. В их числе — предпочтовая обработка, оформление партии почтовых отправлений, инструменты взаимодействия с клиентами–юридическими лицами, подача заявлений с распоряжением о досылке почтового отправления по другому адресу, о продлении срока хранения почтового отправления и ряд других. Наша цель — максимально приблизить к клиенту точку оказания услуг, а в ряде случаев — предоставить возможность получить услуги самостоятельно и удаленно.
— Каковы ближайшие цели РУП «Белпочта» в области цифровых услуг и сервисов?
— Предприятие нацелено на реализацию ряда проектов. В их числе: внедрение мест самообслуживания; создание инструментов многопользовательского «личного кабинета»; развитие электронной авансовой системы для эффективного взаимодействия с клиентами–юридическими лицами; расширение возможностей Национальной почтовой электронной системы и многое другое. Процесс цифровой трансформации бесконечен, и предприятие не останавливается на достигнутом.
Фото Виктора Чернявского.