Накануне пуска транспорта по обновленному мосту, решение о названии которого принято на сессии Полоцкого районного Совета депутатов, давайте вспомним основные вехи реализации этого важнейшего для города проекта.
В истории создания данного объекта обозначены следующие даты: мост возведен 28 января 1934 года; во время Великой Отечественной войны частично разрушен, а в 1965 году восстановлен. Разумеется, что спустя полвека, когда нагрузка на него возросла в разы, а конструктивные элементы износились, мост требовал капитального ремонта. Но в ходе дополнительного обследования, предусмотренного проектом в процессе работы, выяснилось, что обойтись без реконструкции не удастся. Замене подлежали практически все несущие конструкции, кроме опор, которые было достаточно отремонтировать.
В течение всего времени реализации проекта, с тех пор, как в октябре прошлого года было закрыто движение по мосту, внимание горожан приковано к этой стройке. Ход всех работ — в поле зрения местной власти и специалистов ГП «Управление капитального строительства города Полоцка», выступающего заказчиком. Проектировщиком является ООО «Экомост», генеральным подрядчиком — ОАО «Мостострой».
Ход работ — на постоянном личном контроле председателя Полоцкого райисполкома Игоря Марковича. Еженедельно непосредственно на стройплощадке проводятся штабы под руководством первого заместителя председателя райисполкома Сергея Лейченко с участием представителей всех причастных структур. Неоднократно с рабочими визитами объект посещали члены Правительства, руководители министерств и ведомств, областной власти. Благодаря их заинтересованности, помощи в решении возникающих вопросов на различных уровнях, реконструкция моста шла ритмичными темпами. И, когда официально было озвучено намерение сдать мост в эксплуатацию к концу 2020 года, многие жители были приятно удивлены, так как даже представить себе не могли, что сделать это реально. Однако круглосуточная работа мостостроевцев вселяла надежду.
«Подводных камней» и сложностей в процессе работы было немало, но всеобщая заинтересованность способствовала их благоприятному решению.
Директор УКС г.Полоцка Галина Бельская вспоминает:
— На первом этапе произошла неожиданная для нас замена гродненского МСУ №7 на витебское МСУ №5. Но и придвинские мостостроевцы на деле доказали свое мастерство, трудились круглые сутки на результат в течение всего строительства с параллельным проектированием. Хорошо поработал и коллектив ДСУ №2 на устройстве площадок для дальнейшего производства работ, куда были завезены тысячи тонн грунта, и на благоустройстве подходов к мосту, которые преобразились…
Трудности, конечно, возникали. Так, когда сооружались технологические площадки под мостом, возникла проблема при забивке шпунтов. Строители наткнулись на остатки взорванного во время войны моста — до сих пор в Двине лежат бетонные глыбы, камни, нанесенные течением реки. Было обследовано дно, и, хоть с большим трудом, эту задачу выполнили.
В числе положительных перемен можно отметить и обновление коммуникаций — например, сетей связи, участка теплотрассы. Было принято удачное решение о строительстве кольцевого пересечения с возможностью сохранить автостоянку и обеспечить безопасность пешеходов благодаря охранному ограждению по периметру перекрестка. Установлено ограждение и на подходах к мосту, что тоже немаловажно.
Грамотное планирование, профессиональные консультанты с большим опытом работы с подрядчиками, поставщиками — все это позволяло оперативно находить пути решения проблем и в результате справиться с поставленной задачей. Вообще, споров, вопросов в ходе строительства возникало множество. Мост находится в исторической охранной зоне, земляные работы осуществлялись в сопровождении археологов, многие решения необходимо было согласовывать. Например, в Министерстве культуры настаивали на сохранении исторического облика объекта. В итоге современный конструктив моста, несмотря на изменение габаритов во многом повторяет прежний. Жаркие споры были даже по цветовой гамме…
Сергей Дмитриевич констатирует:
— Да, не всегда все получалось быстро и просто, но понимание со всеми найдено, и в результате мы имеем довольно красивый, интересный мост. С отличной развязкой на подъездах, с увеличенными по высоте и ширине габаритами, с новым освещением и декоративной подсветкой, с широким тротуаром. И даже с велодорожкой. Постарались просчитывать перспективу и в таких, казалось бы, не очень популярных на сегодня аспектах. Следующий капитальный ремонт по нормативу может быть не ранее чем через 30 лет. За это время поменяется многое.
Фото из архива «ПВ».