Кем быть ? Этот вопрос неизменно встает перед каждым на пороге взрослой жизни. Кто-то с будущей профессией определяется заранее, решает пойти по стопам родителей или превратить любимое увлечение в дело всей жизни. Так бывает. Но не у всех. А чтобы сделать правильный выбор, надо узнать как можно больше о том, чем можно заниматься.
В помощь молодежи — психологические тесты и мероприятия профориентационной направленности, встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, дни открытых дверей в учебных заведениях и их сайты. А также — наш новый проект «Кем быть?», который призван увлекательно и подробно рассказать о том, какие профессии можно получить в учреждениях образования региона.
Управлением по образованию Полоцкого райисполкома и непосредственно учреждениями общего среднего образования большое внимание уделяется профориентации молодежи.
Учащиеся 9-х и 11-х классов ПГГ №1 им.Ф.Скорины и их родители неоднократно принимали участие в «Ярмарках целевой подготовки», которые были организованы управлением по образованию. Анализ отзывов гимназистов показал, что такие мероприятия полезны, особенно если ребята посещают их с родителями.
Творческий проект
В нашей гимназии организована психолого-педагогическая поддержка профессионального становления учащихся. С 2020 года реализуется разработанный областной творческий проект «Внедрение модели допрофильного и профильного обучения в системе сетевого взаимодействия «Школа-ссуз-вуз-предприятие» как формы профориентационной работы с целью профессионального самоопределения и успешной социализации обучающихся».
В рамках проекта гимназия сотрудничает с ресурсным центром «Профориентир» Полоцкого районного Центра детей и молодежи, вузами, колледжами и предприятиями. Сотрудничество с ВГУ имени П.М.Машерова помогает учащимся узнать о специфике поступления в вуз и обучения в нем, возможностях для студентов, новых специальностях, которые открываются в университете. Гимназисты — постоянные участники дней открытых дверей, профориентационного квеста «ВГУ — start» и предметных олимпиад. В рамках проекта «ПГУ — гимназия» сотрудничаем с факультетами вуза.
Учителя, врачи, художники…
На этапе допрофильной подготовки в гимназии проводятся занятия по интересам «Человек в мире профессий». Они помогают восьмиклассникам расширить кругозор в области профессий, выбрать дальнейший «маршрут», профиль обучения и утвердиться в своем выборе. Для учащихся со склонностями к педагогической деятельности на базе учреждения организован межшкольный факультатив «Введение в педагогическую профессию».
Активные помощники в реализации ряда программ — родители. Наш проект «Профессии моих родителей» развивает у учащихся самостоятельность, творческие способности. Увеличилось количество заинтересованных отцов и матерей, которые приходят в гимназию, чтобы делиться своим профессиональным опытом.
Этот проект реализуется в 3-11-х классах. В нынешнем учебном году родители уже познакомили ребят с профессиями учителей музыки, изобразительного искусства, русского языка и литературы, работника музея, врача-стоматолога, редактора телевидения, корректора газеты, следователя, страхового агента, кондитера, нотариуса и других.
Где родился…
В рамках проекта «Где родился, там и сгодился» учащиеся 5-11-х классов посетили зональный государственный архив г.Полоцка, познакомились с работой Управления капитального строительства г.Полоцка, Полоцкого ГРОЧС, филиала «Полоцкводоканал» УП «Витебскоблводоканал», публичного центра правовой информации районной библиотеки имени Франциска Скорины, Новополоцкого филиала УП «Институт Витебскгражданпроект», Станции Полоцк Витебского отделения Белорусской железной дороги, Белагропромбанка. Побывали в ОАО «Коммунарка» в г.Минске, на заводе БелАЗ в г.Жодино. В организации экскурсий также помогали родители.
Встречи, выставки, игра
Ежегодно в гимназии проводится неделя профориентации. В феврале учащиеся встречались с представителями вузов и колледжей, а также родителями, которые делились опытом работы в своей профессиональной сфере.
Силами учащихся и родителей организованы фотовыставки «Профессии моих родителей» и «Есть такая профессия — детей учить». На протяжении недели учащиеся разгадывали кроссворды «Угадай профессию», которые также составляли ребята, применяя навыки редактора, корректора, компьютерного дизайнера и другие.
Игру-квест «Мир профессий» провели педагог-психолог Валентина Мелихова и педагог социальный Анна Тимофеева. Шестиклассники попробовали раскрыть свои способности в профессиях повара, учителя, мастера маникюра, актера и других. А первоклассники вместе с педагогом-психологом Татьяной Вершининой на занятии «В мире профессий будущего» развивали свое мышление и воображение.
Выбор наших выпускников
На уроке литературы учитель русского языка и литературы Лилия Раткевич предложила одиннадцатиклассникам написать сочинение-рассуждение «Я и моя будущая профессия». Проанализировав работы, можно сказать, что выпускники уже определились. При выборе они ориентируются на свои интересы, способности, востребованность профессии на рынке труда и предполагаемую заработную плату.
Об эффективности профориентационной работы в гимназии можно судить и по дальнейшему жизнеустройству наших выпускников. 97% выпускников 11-х классов в 2022 году сдавали централизованное тестирование по предметам профильной направленности, 86% ребят — по двум профильным предметам.
ачастую выпускники, получив в вузе профессию педагога, возвращаются работать к нам в гимназию. Например, выпускница ВГУ имени П.М.Машерова Дарья Мамошина (Ерёмова) в этом учебном году начала в гимназии свою педагогическую карьеру учителем русского языка и литературы. — На мой выбор повлияла педагог Марина Витальевна Лопатина, — рассказывает Дарья Владимировна. — Благодаря ей я раскрыла в себе искреннюю любовь к родному языку и культуре, ощутила связь с историческим прошлым моей родины. Занимаясь на факультативе «Введение в педагогическую профессию», попробовала себя в роли учителя и поняла: быть педагогом — мое призвание.
Валентина -Мелихова, педагог-психолог ПГГ №1 имени Ф.Скорины.
Фото из архива учреждения.