Сегодня свой профессиональный праздник — День железнодорожника — отмечает сплоченное братство стальной магистрали.
А накануне праздника один из представителей коллектива профессионалов Локомотивного депо Полоцк УП «Витебское отделение Белорусской железной дороги» — машинист тепловоза дизель-поезда Александр Никитенко — рассказал о том, как пришел в профессию, кому подходит такая работа и чем она наполняет жизнь.
Александр родился и вырос в Ветрино, после окончания 9 класса поступил в лицей и получил профессию электромонтера. Отслужил в армии в железнодорожных войсках и пошел по стопам своего отца — в 2003 году устроился в Локомотивное депо Полоцк, где, будучи учащимся, проходил производственную практику.
— Еще в школьные годы не раз бывал у отца на работе, он трудился помощником машиниста в нашем депо, а позже — мастером, — вспоминает Александр Николаевич. — Много знал от него о локомотивах, мне это было интересно. А каким вкусным всегда казался папин бутерброд, который он приберегал и приносил домой с работы…
Александр Никитенко полтора года трудился слесарем, затем окончил в Гомеле курсы и получил специальность «Помощник машиниста тепловоза», несколько лет работал, повышая уровень мастерства в новой профессии. Через некоторое время продолжил обучение и в 2008 году стал самым молодым машинистом в Локомотивном депо Полоцк.
Годы промчались, и вот уже трудовой стаж Александра Никитенко в отрасли — без малого 20 лет. За это время ему доводилось управлять и грузовыми поездами, и пассажирскими, в том числе бизнес-класса. Но больше всего по душе пришлась работа на пригородном движении.
— В настоящее время вожу пассажирские дизель-поезда, — рассказывает Александр. — На Алёщу, Бигосово, Поставы, Крулевщизну, Молодечно. Да, в процессе управления дизель-поездом надо быть очень внимательным, аккуратным. Тут ни начальника поезда, ни проводников нет, зачастую самому приходится с пассажирами общаться. Поэтому машинисту тоже нужны коммуникабельность, знание психологии. Как и определенные навыки, чтобы в случае необходимости знать, как устранить небольшую техническую неполадку в пути. И, конечно, не обойтись без умения оперативно принимать решения в различных ситуациях, нести ответственность. Но зато эту работу не назовешь монотонной: надо все время следить за дорогой, наблюдать за сигналами, смотреть вперед, и мне это нравится.
Одного любимого маршрута у Александра Никитенко нет: «Они все по-своему хороши. Меняются сезоны, а значит, и пейзажи всегда разные. К тому же, то зверюшку какую заметишь, то птицу. У нас даже бытует поверье, что если зверя встретишь, то рейс обязательно будет удачным».
Семейная жизнь Александра Николаевича также сложилась благодаря железной дороге: здесь он познакомился со своей будущей супругой Натальей — она работала разъездным билетным кассиром в пригородных поездах. А теперь из поездок его уже встречает и жена, и 14-летняя дочь Юля, и сынишка Егор, которому скоро исполнится годик.
Да, Александр Никитенко не только опытный, добросовестный и уважаемый работник, но и хороший семьянин, который старается побольше времени уделять близким. И хобби у него тоже есть: это радиотехника, радиосвязь (он радиолюбитель со своим позывным) и… астрономия, интерес к которой привил ему отец. Бывает, посмотреть в телескоп на звезды они выезжают за город всей семьей. «Почаще смотрите в небо, — советует Александр Николаевич. — Там много любопытного. Поздно вечером можно увидеть Сатурн с кольцами, рано утром — Венеру, а еще — вереницы спутников… Что роднит железную дорогу и звездное небо? Конечно, огни!»
Машинист Александр Никитенко и заместитель директора депо по эксплуатации Кирилл Лапоухов, который в нашем разговоре отмечал высокий профессионализм всего коллектива, поздравляют коллег с Днем железнодорожника, желают крепкого здоровья, успешной работы и по сложившейся традиции — зеленого огня!
Фото Ильи ШВЕДКО.