Мировое соглашение в исполнительном производстве

Общество

Законодательство об исполнительном производстве закрепляет право сторон заключать мировое соглашение. Вместе с тем в нем не прописана процедура заключения такого соглашения, порядок взаимодействия судебного исполнителя с судом и сторонами. Проанализировав законодательство об исполнительном производстве и процессуальное законодательство можно выделить ключевые вопросы заключения мирового соглашения в исполнительном производстве, на которые стоит обратить внимание судебному исполнителю:

  1. Условия и порядок заключения мирового соглашения.

Мировое соглашение можно заключить на любой стадии исполнительного производства — после его возбуждения и до окончания. Мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами четкие и ясные условия о порядке, размере и сроках выполнения обязательств одной стороны перед другой, а также о последствиях его неисполнения в добровольном порядке. При этом в мировое соглашение нельзя включать условия, препятствующие выдаче исполнительного документа, и санкции за его неисполнение. В остальном стороны вправе по своему усмотрению определять содержание мирового соглашения.

Мировое соглашение подлежит утверждению судом по месту вынесения решения или по месту исполнения. Процессуальное законодательство закрепляет способ подачи мирового соглашения на утверждение путем обращения в суд с заявлением. Подать заявление может любая из сторон или ее представитель (при наличии такого полномочия, предусмотренного в доверенности).

По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение. Если мировое соглашение утверждено, то в определении указывается, что судебное постановление, на основании которого выдан судебный приказ, исполнительный документ, выданный иным уполномоченным органом (лицом), не подлежат исполнению.

Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения.

  • Последствия заключения мирового соглашения.

Заключение мирового соглашения и утверждение его судом являются основанием для прекращения исполнительного производства. При этом до прекращения исполнительного производства все принятые меры по исполнению необходимо отменить. Прекращенное исполнительное производство не может быть начато вновь. Исключение составляет случай отмены постановления о прекращении исполнительного производства.

  • Принудительный сбор.

В случае заключения между взыскателем и должником мирового соглашения при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер составляет 50% от установленного. Размер принудительного сбора рассчитывается на день утверждения мирового соглашения. Необходимо полагать, что в каждой конкретной ситуации размер принудительного сбора определяется (рассчитывается) от суммы долга, указанной в мировом соглашении.

  • Если мировое соглашение нарушено.

После заключения взыскателем и должником мирового соглашения и прекращения исполнительного производства первоначальный исполнительный документ нельзя вновь предъявить к исполнению. Если мировое соглашение не исполняется добровольно, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с заявлением о выдаче нового исполнительного документа.

Если в мировом соглашении был предусмотрен срок его исполнения, то со дня окончания этого срока начинает течь срок для предъявления судебного приказа к исполнению. При этом время обращения заинтересованной стороны с заявлением о выдаче судебного приказа не имеет значения.

Если мировое соглашение содержит условие о рассрочке и первый платеж должник не уплатил, выдается судебный приказ на неуплаченную часть долга, срок платежа по которой наступил.

На основании исполнительных документов, выданных в связи с неисполнением мирового соглашения, может быть возбуждено новое исполнительное производство.