Купили товар по привлекательной цене, сделав заказ на интернет-сайте. Вскоре гаджет перестал работать. При звонке по телефону на номер, по которому сделан заказ, обещают вернуть деньги, но не делают это. Либо на телефонные звонки никто не отвечает. Или отвечает человек, который отрицает свое отношение к интернет–магазину. Продавец, у которого был приобретен товар, покупателю не известен, так как соответствующие данные на сайте отсутствуют.
Именно такие истории приобретения некачественного товара рассказывают покупатели. Защитить свои права в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» они не имеют возможности, потому что не знают, у кого его купили. Обманутые покупатели, приобретавшие по низким ценам товары, безрезультатно обращаются в различные госорганы с заявлениями в попытке разыскать продавцов некачественной техники.
Как защитить себя от проблем при приобретении товара в интернет-магазине?
Во–первых, изучить размещенную на интернет-сайте информацию о продавце. Как правило, она находится в нижней части страницы. Там должна быть следующая информация:
полное наименование и место нахождения юридического лица либо фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) и место жительства индивидуального предпринимателя, а также информация о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
номера контактных телефонов, адрес электронной почты продавца, а также лица, уполномоченного продавцом рассматривать обращения покупателей о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей;
номера контактных телефонов работников местных исполнительных и распорядительных органов по месту государственной регистрации продавца, уполномоченных рассматривать обращения покупателей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;
режим работы;
способы оплаты товаров и их доставки;
дата включения сведений об интернет-магазине в Торговый реестр Республики Беларусь.
В случае отсутствия такой информации следует задуматься о добросовестности продавца. Размещение на сайте только номеров телефона для заказа товара не обеспечит в дальнейшем покупателю беспрепятственную возможность защиты своих прав потребителя в случае их нарушения.
Во-вторых, перед приобретением товара изучить отзывы об интернет-магазине, в котором предполагаете приобрести товар.
В-третьих, запросить у продавца документацию, подтверждающую качество товара. При получении товара до его оплаты изучить информацию, расположенную на коробке, в инструкции пользователя и на гарантийном талоне.
В-четвертых, при оплате товара требовать и сохранить документ, подтверждающий оплату товара. На нем должны быть указаны, как минимум, наименование продавца, что позволит в дальнейшем при каких-либо недостатках товара предъявить претензию для защиты своих прав потребителя.
Закон «О защите прав потребителей» обеспечивает правовые основания, благодаря которым граждане имеют возможность такой защиты. Но для ее эффективной реализации потребитель должен учитывать возможные риски еще на этапе приобретения товара. Будьте внимательны — и тогда покупки подарят только положительные эмоции.