Не всегда получатели бюджетных средств, заключая договора на поставку продукции (оказание услуги, выполнение работ) следуют нормам бюджетного законодательства. Страдают сами, страдают и поставщики (подрядчики).
Несовершенство сегодняшнего законодательства, регулирующее отношения, возникающие в связи с осуществлением государственных закупок на территории Республики Беларусь, позволяет получателям бюджетных средств сформировать годовой план государственных закупок, провести процедуру закупки, включая процесс выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) без учета выделенных бюджетных ассигнований на текущий финансовый год*, а в дальнейшем,по результатам проведенной процедуры закупки, заключить договора, источником финансирования по которым является бюджет, без наличия или недостаточности бюджетных ассигнований на их реализацию. Иногда по незнанию, а чаще всего прикрываясь разговорами о благих намерениях или, что еще хуже, окриком «сверху» организатор закупок идет на прямое нарушение законодательства не думая о последствиях. Последствия же уже не заставляют себя ждать.
Во-первых – это ответственность должностного лица, заключившего такой договор, и она не маленькая: от 10 до 50 базовых величин
Во-вторых – ответственность юридического лица, влекущая наложение штрафа до 100% от суммы принятых на себя обязательств, сверх выделенных из бюджета средств.
В третьих — еще одной пострадавшей стороной станет поставщик товара (работы, услуги), который, добросовестно выполнив свои обязательства по договору, не сможет получить вообще или получит несвоевременно заработанные средства..
Для решения этой задачи получателям бюджетных средств (заказчикам)необходимо,безусловно следуя нормам бюджетного законодательства,заключать договора в строгой увязке с объемами выделенных ассигнований.Заключенные договора (дополнительные соглашения) представлять в территориальные органы государственного казначейства для регистрации в течение 10 рабочих дней с даты их принятия,что позволит получателю бюджетных средств до момента совершения поставки (оказания услуги, выполнения работ) проверить принятые обязательства на соответствие нормам бюджетного законодательства.
А поставщику (подрядчику), как одной из заинтересованных сторон, необходимо брать контроль в свои руки и требовать от заказчика неукоснительного исполнения бюджетного законодательства. Соответствие договора бюджетному законодательству подтверждается отметкой территориального органа государственного казначейства, проставленной в установленном порядке на предъявленных к регистрации договорах и иных соглашениях. Поставщик (подрядчик) может запросить у заказчика договор с соответствующими отметками, который будет гарантией оплаты выполненных обязательств.
Исполнение указанных норм законодательства позволит получателям бюджетных средств не попасть под административную ответственность, а поставщикам (подрядчикам) гарантированно получить причитающиеся им средства за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги.