Вечер. Телефонный звонок. Вкрадчивый голос в трубке: «Мы хотим пригласить вас на презентацию товара…» Дальше следует перечень: одеяла, посуда, матрасы, «чудодейственные» средства, исцеляющие от всех недугов, и многое другое. Качество обещают фантастическое, цены — более чем приемлемые. Кому не знакома такая ситуация?
Любимая аудитория авторов презентаций — одинокие пожилые люди, доверчивые и наивные. Именно они становятся жертвами не очень чистых на руку дельцов, отдавая им порой последние сбережения за не нужные, по сути, вещи и услуги.
Безусловно, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, потеряв деньги, презентации, вызывающие сомнение, лучше игнорировать. Однако любопытство и желание разнообразить свободное время нередко берут верх: неожиданно захотелось общения, новой информации и… вдруг там предложат то, что давно хотели приобрести? Право выбора, безусловно, за вами. Итак, вы пришли в назначенное время в указанное место. Что дальше?
«Как обезопасить себя от ненужных трат и как вернуть товар, купленный на презентации, если поняли, что он вам не нужен?» — эти вопросы мы задали начальнику отдела торговли и услуг Полоцкого райисполкома Юлии Хохловой.
—На подобные презентации лучше не ходить. Однако если все-таки поддались на уговоры, следует запомнить несколько правил. Прежде всего, знайте: вы имеете право уйти без покупки. Можете взять рекламные буклеты о товаре, образец договора и дома, в спокойной обстановке, прочесть все это, посоветоваться с родными и решить, стоит ли покупать вещь по заявленной цене. Если вас торопят с прочтением договора или активно уговаривают подписать его именно на презентации, не соглашайтесь. Стоит предварительно изучить цены на аналогичные товары. В магазинах зачастую они оказываются значительно ниже.
— А если все же решили приобрести представленный товар?
— Тогда следует очень внимательно изучить все пункты договора, потому что каждое слово в нем имеет значение. Когда товар берете в кредит, нужно обязательно сопоставить сумму выплат со своим доходом. Кредит предоставляется банком. К документам всегда прилагается график выплат, там можно посмотреть сумму ежемесячного платежа, а если сложить все, то и общую сумму, которую придется выплатить. Если какой-то из пунктов не понятен или вызывает сомнение, от подписания договора лучше отказаться.
— Что делать, если продавец отказывается забрать товар, который вы хотите вернуть?
— В таком случае следует обратиться к нему письменно, то есть отправить заказное письмо (претензию) со своими требованиями на адрес, который указан в договоре. Покупатель увидит, когда продавец получил письмо. С этого момента у него будет 14 дней на то, чтобы дать ответ.
Если продавец снова отказывает или не отвечает в течение двух недель либо покупатель не согласен с ответом, он может обратиться в администрацию района по месту регистрации фирмы продавца для защиты прав потребителя. Там могут провести досудебное разбирательство. А если и так разрешить ситуацию не удалось, следует обратиться в местные исполнительные и распорядительные органы, где разъяснят ход дальнейших действий.
— Если вам навязчиво предлагают товары и услуги…
— Прежде всего, подумайте, нужны ли они вам. Несомненно, право выбора за каждым. Но помните: решаясь на покупку, вместе с ней вы можете приобрести неприятности. Может, лучше обойтись без них?