Совсем недавно, чтобы отправиться на поезде в Великие Луки или Варшаву, мы приходили на железнодорожный вокзал в центре Полоцка (к сожалению, нынешняя эпидемическая ситуация внесла свои коррективы). А вот 100 лет назад для этого пришлось бы поехать в Громы — на Николаевский вокзал.
Историю развития железнодорожных комплексов в Полоцке несколько лет изучала девятиклассница СШ №16 Калина Филиппова под руководством своей мамы Инны Владимировны, учителя истории этой же школы.
СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО
Интерес к железной дороге в семье Филипповых не случаен: железнодорожником работал в 1970-1990 гг. прадед девочки И.Б.Никитин, здесь много лет трудится и ее папа Виталий Петрович. Кстати, он принимал активное участие в исследовательской работе, помогая искать материал, объясняя тонкости «железнодорожного дела». А еще в семье как реликвию хранят табличку от поезда 1920 года, найденную возле железнодорожных путей другим дедом — В.В.Ярусом.
Инна Филиппова рассказала, что информационными источниками в исследовательской работе являлись архивные документы Центральной научно-технической библиотеки ОАО «РЖД», краеведческие материалы из фондов НПИКМЗ, музея Ветринской СШ им.Д.В.Тябута, технической библиотеки на станции Полоцк, а также воспоминания железнодорожников и краеведов.
Предлагаем читателям «ПВ» интересный материал о железнодорожных вокзалах нашего города, собранный семьей Филипповых.
НА РИГО-ОРЛОВСКОЙ ЛИНИИ
Одной из первых железных дорог, проходивших через Полоцк, являлась Динабурго (Даугавпилс)–Витебская Риго-Орловской линии. В городе построили станцию первого класса Полоцк–I, находившуюся в то время на месте современных авто- и железнодорожного вокзалов.
Вокзал был торжественно открыт 24 мая 1866 года. Это было каменное двухэтажное здание. На первом этаже располагались залы ожидания для пассажиров, кабинеты начальника станции, помощника начальника, телеграф, билетные кассы, а на втором этаже — квартиры для начальника станции и других работников.
Первое здание вокзала не сохранилось. Однако оно строилось по типовому проекту, характерному для всей Динабургской железной дороги, поэтому возможно представить его облик на примере вокзалов в Верхнедвинске и Шумилино.
Кроме пассажирских строились на станциях и производственные здания: вагонные сараи, локомотивное депо, пакгаузы (товарные склады), сараи для дров, водоемные здания и др. Сегодня рядом с Полоцким РУПС на ул.Октябрьской можно увидеть сохранившееся до наших дней здание пакгауза.
НИКОЛАЕВСКИЙ
В 1907 году через Полоцк проложили еще одну железнодорожную линию — Бологое–Седлец, соединившую Санкт-Петербург с «Царством Польским».
На северо-восточной окраине, в двух верстах от города, построили самостоятельную станцию Полоцк-II с Николаевским вокзалом для пассажирского движения и Бологовским парком для грузового. В наше время — это грузовой парк Громы станции Полоцк.
Она относилась к основной станции на этом направлении и причислялась к III классу. На всех станциях такого класса возводили просторные кирпичные вокзалы, в архитектуре которых присутствовали элементы польской готики и помпезность европейского городского стиля рубежа ХІХ-ХХ веков (высокие окна с орнаментикой, монументальность и затейливость кирпичной кладки).
Николаевский вокзал был двухэтажным и поражал своей величественностью и неповторимостью. На всех вокзалах этой линии были помещение для почты, ламповая, где светильники заправляли керосином, отдельные служебные помещения коменданта, агента службы движения, телеграфиста, зал ожидания с круглыми утермарковскими печами. Они занимали мало места и хорошо согревали помещение. В Николаевском вокзале располагался буфет с деревянным, обсыпанным землей ледником для хранения провизии. Привокзальная площадь была вымощена булыжником.
Во время Великой Отечественной войны вокзал и ряд железнодорожных сооружений были взорваны немцами. После войны на его месте построен новый, где сейчас размещаются служебные и подсобные помещения станции Полоцк.
До наших дней на ул.Железнодорожной сохранилось в первозданном виде около 8 жилых домов того времени, которые используются по назначению и сейчас. При постройке этих домов применялись необычные для нашего времени гвозди: они имели не круглое, а квадратное сечение.
От комплекса Николаевского вокзала осталось и несколько служебных помещений.
Исследовательская работа Калины Филипповой «Архитектура железнодорожных комплексов в системе города Полоцка в конце ХІХ-начале ХХ вв.» в нынешнем учебном году отмечена Дипломами І степени на XI открытых краеведческих чтениях учащихся «Наследие Полоцкой земли» и районном этапе республиканского конкурса научных краеведческих работ учащихся (направление «История родного края»).
А работа «История развития Бологое-Полоцкой железнодорожной линии в 1905-1917 гг.» ранее завоевала Дипломы І степени на областных краеведческихи чтениях «Неизвестные известные, или история в лицах» и конкурсе «Куточак Беларусі — маленькая радзіма» национального центра «Зубрёнок», Диплом лауреата ІІ степени на VIII международном конкурсе медиапроектов «Гордость Отчизны».
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря строительству Риго-Орловской и Бологое-Полоцкой железных дорог город кардинально изменил свой облик и превратился в крупный железнодорожный узел.
Риго-Орловская железная дорога действует и сейчас, а участок Бологое-Полоцкой железной дороги работает только на участке Белорусской железной дороги.