Анализ правонарушений в сфере дорожного движения показывает, что некоторым автолюбителям закон не писан. Значительное число водителей допускают свыше 25 нарушений в течение года. Особо злостные «умудряются» совершить за год свыше 100 нарушений ПДД. Естественно такие действия создают реальную угрозу безопасности не только для самих нарушителей, но и для других участников дорожного движения. Ведь не зря Правила дорожного движения называют «Законом жизни».
Вместе с тем в ряде случаев не представляется возможным эффективно влиять на таких водителей, так как лишь незначительное количество нарушений предусматривают лишение специального права, а штрафные санкции не всегда оказывают на них необходимое воспитательное воздействие.
В этой связи ГАИ проработан вопрос о введении системы начисления штрафных баллов. Указанная система предусматривает прекращение права управления транспортным средством при наборе лицом в течение года 15 баллов. Определение количества начисляемых баллов за конкретное правонарушение предлагается соотносить с его общественной опасностью, исходя из предусмотренного административного взыскания, указанного в санкции соответствующей статьи.
Так, в зависимости от характера совершенного правонарушения будет начисляться от 1 до 4 баллов. То есть, чтобы «лишиться прав», к примеру, за управление автомобилем с не пристегнутым ремнем безопасности нужно совершить 15 таких нарушений в течение года. Грубых нарушений для этого будет достаточно 4.
Таким образом, для большинства водителей предлагаемая система никакой угрозы не представляет. Вместе с тем систематических правонарушителей, безрассудно относящихся к соблюдению установленных требований, возможные последствия заставят задуматься.
Сведения о количестве начисленных баллов будут сообщаться водителю при рассмотрении каждого правонарушения. Также для удобства граждан предусмотрена возможность удаленного просмотра указанной информации посредством соответствующего приложения, которое будет функционировать в глобальной компьютерной сети Интернет.
Аналогичные системы используются в ряде зарубежных стран, в частности в таких передовых, с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, как Германия и Франция, и зарекомендовали себя как эффективное средство профилактики правонарушений в сфере дорожного движения.
Госавтоинспекция вынесла на общественное обсуждение проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении», с которым можно ознакомиться, а также высказать свои предложения и замечания на правовом форуме Беларуси (ссылка для перехода).