Установлены фамилии летчиков, останки которых захоронены в д.Тросница более двадцати лет назад.
А история эта начиналась еще раньше — в середине 90-х годов прошлого века. Во время одной из экспедиций на территорию Солоникского сельсовета поисковому отряду из СШ №2 г.Новополоцка жители деревни Евнино показали место падения советского самолета, сбитого гитлеровцами в период Великой Отечественной войны. Поисковики решили провести раскопки, чтобы выяснить, какой это самолет, найти останки летчиков, узнать их фамилии и со всеми почестями перезахоронить.
Начало поиска
На это место отряд приезжал не раз. Здесь проводили вахты памяти, в том числе и с витебскими поисковиками. Раскопки было вести нелегко, так как самолет упал рядом с ручьем, и воронка часто была заполнена водой. Приходилось привлекать технику новополоцких строительных организаций, местного совхоза, копали и вручную. Из дневника отряда «РВС»: «Поднимали ведрами грязь и пропускали ее сквозь пальцы. В этот день подняли останки летчиков, шесть воздушных баллонов — четыре из них выглядели как новые, цилиндр. Удар самолета о землю был настолько силен, что развалился мотор».
А вот еще одна запись из дневника: «Мы снова в Евнино. Продолжаем откапывать самолет, при помощи троса поднимаем его тяжелые части. Щупом почувствовали что-то большое — двигатель. Но его надо еще откопать. Оставляем на завтра в надежде на помощь поискового отряда Виктора Бондарева, который должен приехать из Витебска на КамАЗе, с лебедкой.
На следующий день до обеда шел сильный дождь, и, когда мы приехали на место падения самолета, яма была заполнена водой… Мечту о подъеме двигателя пришлось отложить».
Осуществили ее позже. С помощью техники, предоставленной новополоцкими строительными организациями, ребята подняли двигатель с идентификационным номером. Самолет оказался бомбардировщиком Ил-4, двухмоторным. В сентябре 2000 года останки летчиков были перезахоронены в братской могиле в деревне Тросница как неизвестные. Двигатель и другие части самолета сегодня хранятся в музее боевой славы СШ №2 г.Новополоцка.
Тайна гибели раскрыта
Вряд ли можно сравнивать работу поисковиков-первопроходцев и нынешнего поколения. Это сегодня открыты многие архивы, а на сайтах «Мемориал», «Память народа», «Подвиг народа» опытный исследователь может найти необходимую информацию, проанализировать, сопоставить факты и сделать окончательный вывод. А тогда… На отправленные в архивы запросы приходилось долго ждать ответы. Получать отписки, ошибочную информацию… Поисковики второй школы пытались установить фамилии летчиков, работали в Центральном архиве Минобороны России. Составили список летчиков, которые погибли на территории Полотчины. Но выяснить, кто находился именно в этом экипаже, не удалось.
— Мне прислали сведения, что мотор числился за самолетом Ил-4 1-го гв. АД ДД 16-го гв. АП ДД и списан 25.06.1944 как не вернувшийся с боевого задания, — рассказывает председатель поисковой организации «Патриот» Александр Борисов (на фото выше). — А остальную информацию нашел в журнале боевых действий за этот период данного авиационного подразделения.
Из журнала боевых действий: «1 гв. АД ДД в ночь на 25.06.44 года произвела 42 самолетовылета, из них 40 на бомбардировании ж.д. станции Полоцк-товарная… Экипаж младшего лейтенанта Баранова, имеющего 9 боевых вылетов, штурмана младшего лейтенанта Когана, стрелка-радиста старшины Бубякина, воздушного стрелка старшины Козлова в 01.34 донес по радио о выполнении задания. На свой аэродром не возвратился. Местонахождение и состояние экипажа неизвестно».
Тайна гибели Ил-4 раскрыта только через 20 лет. А помог в этом уже нынешним поисковикам отряда «РВС» их коллега из Латвии Александр Борисов — председатель поисковой организации «Патриот», участник проекта «Небо Родины», который волею судеб оказался в Новополоцке. Он посетил музей боевой славы СШ №2, сфотографировал мотор с номером и отправил своим коллегам из проекта «Небо Родины»..
В списках значатся
После изучения других интернет-источников, оказалось, что пропавшими без вести числятся три члена экипажа — Василий Козлов, Иван Бубякин, Анатолий Коган, а Пётр Баранов спрыгнул с парашютом и остался жив. Согласно документам, он воевал до конца войны и был списан в запас в марте 1950 году. К слову, в списке летчиков, который был составлен поисковиками более 20 лет назад во время работы в ЦАМО, также имеются фамилии этих трех погибших членов экипажа…
P.S. Местный военно-патриотический фонд поискового отряда «Разведчики Воинской Славы» направил в Полоцкий райисполком письмо с предложением увековечить фамилии трех членов экипажа Ил-4, которые до сих пор числятся как без вести пропавшие, а также уточнить дату гибели.