5 июня Белорусская православная церковь отмечает День памяти преподобной Евфросинии Полоцкой. Без этого имени невозможно представить себе панораму духовной жизни белорусов.
Подвиг веры
Княжна происходила из древнеславянского знатного рода. Точная дата ее рождения не установлена. Главным источником биографических сведений о дочери местного князя Святослава-Георгия и княгини Софьи, внучки Всеслава Чародея, является «Житие преподобной Евфросинии». Считается, что она родилась примерно в 1101-1108 гг. Родители дали ей имя Предслава.
Годы своего отрочества она посвящала чтению Священного Писания и творений святых и имела такое прилежание к учению, которому удивлялся даже ее отец. Слава о мудрости и красоте Предславы распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие именитые князья искали ее руки. Однако, достигнув совершеннолетия, она не захотела вступать в брак.
Чувствуя в своей душе горячее желание всецело посвятить себя служению Господу, княжна тайно от родителей ушла в монастырь, где приняла иноческий постриг с именем Евфросиния — в честь египетской святой. Настоятельницей обители была ее тетя, вдова Полоцкого князя Романа Всеславича, который приходился родным братом отцу Преподобной.
В скором времени Евфросиния по благословению епископа Илии перешла на жительство в келию при полоцком Софийском соборе. Избрав для духовных подвигов это святое место, инокиня-княжна усердно молилась, а в свободные часы занималась переписыванием священных книг.
Основание монастыря
…Однажды в сонном видении Преподобной явился ангел и возвестил о том, что надлежит ей идти на место, называемое Сельцо, и основать там девическую обитель. Следуя зову Божьему, получив благословение епископа, Преподобная с одной из черноризиц вскоре отправилась в путь, взяв с собой только книги и три хлеба. Придя в загородное Сельцо, она остановилась там и стала еще усерднее молиться. Преподобная поселилась при маленькой деревянной церквушке. Было это примерно в 1125 г.
К святой Евфросинии стали приходить девицы, искавшие спасения души. Так постепенно вокруг нее начала складываться община. Когда число сестер увеличилось, возникла нужда в строительстве нового храма. Взамен ветхой деревянной церковки святая решила возвести каменный храм.
И по ее молитвам такой храм, названный в честь Всемилостивого Спаса, был отстроен всего за тридцать недель. Как повествует древнее житие, незадолго до окончания строительства Спасской церкви монастырские работники обнаружили, что количество приготовленной плинфы недостаточно. «…И, поискав, не нашли ничего. И печалилась об этом Евфросиния и, вздохнувши, сказала: «Слава Тебе, Владыко, Вседержителю и Человеколюбче, даровавший нам большее, — подай же нам и меньшее, чем совершится церковь Твоя». И так она помолилась, и поутру, по устроению Божьему, в печи были найдены плинфы», благодаря чему и удалось завершить строительство в назначенный срок.
Стены храма были расписаны лучшими мастерами того времени, о чем свидетельствуют почти полностью сохранившиеся до наших дней фрески XII века.
Достигнув преклонных лет, Преподобная захотела совершить паломничество на Святую Землю. Отправляясь в Иерусалим, она поручила управление монастырем своей сестре — монахине Евдокии. Сопровождали Преподобную ее брат Давид и сестра Евпраксия. Во время своего пребывания в Иерусалиме трижды приходила Евфросиния поклониться Живоносному Гробу Господню. Преподобная молила Бога, чтобы Он удостоил ее завершить земной путь на месте Его страданий и воскресения, и молитва ее была услышана. Она была похоронена в Иерусалиме. Но промыслом Божиим мощи Преподобной оказались в пещерах Киево-Печерского монастыря, где находились до 1910 года. Через семь с лишним веков после кончины мощи вернулись в родную обитель. Они были перемещены в изготовленную на пожертвования серебряную раку и установлены в Спасо-Преображенском храме.
Возрождение обители
После Октябрьской революции, в 20-е годы прошлого столетия, монастырь подвергся разорению и был закрыт. Иноческая жизнь в Спасской обители возобновились в годы немецкой оккупации, в конце 1943 года. В советский период монастырь вновь подвергся гонениям: его второе закрытие произошло в годы хрущевского правления. Без малого на тридцать лет здесь была прекращена монашеская жизнь. С 1989 года началось возрождение Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. В короткое время Полоцкая Спасская обитель полностью преобразилась, с каждым годом становясь все лучше и лучше.
Прошло почти девять столетий после смерти Евфросинии Полоцкой, но и в наши дни образ просветительницы является символом духовной силы нации.
Святой крест
По благословению преподобной Евфросинии, в 1161 году для Спасского храма искусный мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил напрестольный крест-ковчег. Крест содержал в себе великие святыни: частицу Животворящего Древа с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и каплю крови великомученика Димитрия Солунского. Лазарь Богша в совершенстве владел приемами византийской техники перегородчатой эмали: тончайшими перегородками он написал на кресте образы Иисуса Христа, Божией Матери и святых. В годы Великой Отечественной войны крест был утерян. Работы по его воссозданию начались лишь в 1992 году и продолжались целых пять лет. В 1997 году новый крест, выполненный мастером Н.П.Кузьмичом по образцу утерянного, в праздник Воздвижения креста Господня был торжественно перенесен в обитель.
…Прожив долгую жизнь, Святая совершила много добрых дел: построила монастырь, была искусным дипломатом и миротворцем, стала первой просветительницей Беларуси и первой белорусской канонизированной православной святой.