Великий пост. Ожидание светлого праздника Пасхи. Особые дни смирения, молитв и раздумий. Именно в это время архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий пригласил представителей средств массовой информации полоцкого региона к откровенному диалогу о вере и православии.
В мире неспокойно. Мы должны противостоять многочисленным вызовам и угрозам. Это возможно только при консолидации всех конструктивных сил общества. А объединяющим началом в непримиримом противостоянии света и тьмы, добра и зла может стать истинная вера, способная сплотить, вдохновить и уберечь. Эта мысль красной нитью прошла через весь почти трехчасовой разговор, в ходе которого каждый нашел ответы на многочисленные вопросы.
Владыка Феодосий отметил, что каждый год при наступлении Великого поста, в ожидании Пасхи, мы говорим об обрядности, о церкви, об истории, о святынях. К сожалению, зачастую это приобретает чисто формальный характер.
Мы не представляем свою жизнь без того, чтобы на Пасху не пойти в храм, не поставить свечу, не испечь куличи, не похристосоваться. Исполняя эту исторически сложившуюся «обязанность», порой ставим во главу угла лишь внешнюю сторону важнейшего для христиан события, стремясь перед лицом церкви, в глазах окружающих создать свой «правильный» образ. Однако при этом мы часто упускаем самое главное в этой многовековой православной традиции. Ведь это лишь выражение внешней стороны глубокого сущностного содержания. Однократное соблюдение обряда без последовательной и очень серьезной подготовки к нему — не более чем «картинка». А что в душе? Мы забываем о главном и скатываемся к формальной стороне, красивой глянцевой обертке, внутри которой не что иное, как пугающая пустота.
На самом деле праздник Пасхи Христовой и связанные с ним обряды гораздо глубже. Наши предки относились с пониманием не только к части торжественной, внешней, но и к сердцевине, истинной сути всех этих действий, которая обязательно должна быть в душе каждого
христианина.
«Наш народ всегда отличался стойкостью в различных испытаниях, душевным равновесием, богатым внутренним миром, силой духа. Это — прерогатива нашей нации. Благодаря этому Полоцк, его жители с честью прошли через многовековую историю войн, испытаний, катаклизмов и лишений, но сохранили свою страну, свою нацию, свой язык, свою культуру, свою религию. И это во многом благодаря тому, что Пасха Христова, Рождество были для них не только во внешнем проявлении — крашеных яйцах и елочных украшениях. Они были в душе, в сердце каждого человека.
Наши предки не были лишены человеческих слабостей и пороков, они тоже были грешниками, такими же, как и мы. Совершали проступки, допускали отклонения от норм церковных, общественных, но наш народ-богоносец сохранил в своей душе Веру, Молитву и Пост.ъ
Невозможно было представить себе христианина без Великого Поста, без ежедневной молитвы, без потребности ходить в Храм Божий. У них, как и у нас, были тоже заботы земные, государственные, общественные. Но жизнь духа шла параллельно и рядом, образовывая внутри каждой личности глубокую внутреннюю устойчивость, существенную и даже сверхъестественную.
Вступая в праздник Пасхи, мы проходим поприще Поста, молимся и идем путем самоутверждения и внутренней устойчивости. Мы ее формируем, усиливаем и кладем на фундамент Божественной силы и энергии, получая помощь и поддержку свыше. Это — залог процветания и личности, и семьи, и всей нашей нации. Мы получаем в итоге крепость духа, крепость тела, крепость семьи, крепость общества и народа, которые зиждятся на Божественной платформе, Божественных энергиях и той силе, которую человек обретает в Посте и Молитве», — обращаясь к присутствующим и ко всем полочанам сказал владыка Феодосий.
Совсем немного времени осталось до светлого праздника Пасхи. Он придет, и мы вновь с великой радостью в душе и сердце скажем друг другу «Христос Воскресе!». А пока есть время подумать о душе. Время поста, смирения, молитв и раздумий.
В Боге народ и каждый человек черпал мужество и мудрость, находил возможность выходить из всех, даже самых непростых ситуаций. В Боге он черпал все — силы души и силы духа, и мудрость, и терпение, и смирение. В этом и была внутренняя устойчивость, которая сохранила нацию и страну.