Полочанка Людмила Баранова убеждена, что каждый прожитый день уже назавтра становится историей

Люди Образование

Победитель областного этапа респуб­ликанского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь — 2023» в номинации «История, обществоведение, география», педагог СШ №14 Людмила Баранова, представляя свой опыт, сравнила жизнь школы с калейдоскопом.

В этом деле, школьные будни — быстрая смена явлений, лиц, событий, впечатлений. И все это, благодаря подвижническому труду учителей, выпускники, уходя во взрослую жизнь, уносят с собой.


…Учителем Людмила Николаевна мечтала стать с детства. Гордилась, когда ей, старательной ученице, доверяли проверять тетради. В профессии все казалось понятным и привлекательным. А то, что она выбрала историю, сложившись подобно картинке в калейдоскопе, предопределили многие факторы.
Родилась она в Полоцке. Историей увлеклась в юности. Очень хорошо запомнила день, когда в школу пришла экскурсовод Виктория Семёновна Чернявская. Она рассказывала про древний Полоцк, Рогволода, Рогнеду. Девочка слушала, затаив дыхание.

Людмила Баранова убеждена, что каждый прожитый день уже назавтра становится историей. «По большому счету история — это и есть жизнь», — говорит она. И с этим трудно не согласиться.


Спустя некоторое время в Полоцке проходило празднование Дня белорусской письменности. И в одной из книжных лавок школьница увидела книгу, посвященную истории родного города, которую на встрече показывала Виктория Семёновна. Мама дочке книгу купила, прочитана она Людмилой была не раз. Это издание, сыгравшее значимую роль в судьбе, Людмила Николаевна бережно хранит.


После окончания СШ №14 девушка поступила в Полоцкий государственный университет. Когда была студенткой пятого курса, ее пригласили поработать в школе. Позже — старшим научным сотрудником в Национальном Полоцком историко-культурном музее-заповеднике. Проводить экскурсии в Музее белорусского книгопечатания было интересно, но для себя она решила, что все-таки работа в школе ее привлекает больше. И вновь вмешался его величество Случай. Неожиданно встретила Игоря Генриховича Воронина, который в то время был директором ее родной школы, и попросилась на работу. По его заявке молодого специалиста распределили в СШ №14. В 1999 году она влилась в педагогический коллектив, в котором трудится до настоящего времени.


На вопрос, не разочаровалась ли за эти годы в своем выборе, Людмила Баранова отвечает, что поводов для этого не было. «История интересна. Особенно когда начинаешь ее преподавать в 5-м классе. Там есть очень увлекательные темы — Египет, Греция, Древний Рим. Пятиклассники любят историю, пожалуй, больше всего. И некоторые сохраняют интерес к ней надолго, а порой на всю жизнь», — делится учитель.
Людмила Николаевна отмечает, что историю надо преподавать так, чтобы дети любили свою страну, то место, где живут: «У меня в любой теме есть что сказать про наш край. Вся древняя история, Великое княжество Литовское, Речь Посполитая, героизм народа в Отечественной войне 1812 года и Великой Оте­чественной войне — это тоже Полоцк. Наш город — родина Евфросинии Полоцкой, Франциска Скорины, Симеона Полоцкого. Город, в котором мы живем, — настоящая история Беларуси».


Благодаря Людмиле Николаевне многие из учеников полюбили историю. Кто-то выбрал ее в качестве профессии, а кто-то, уже став дипломированным специалистом, решил пополнить знания, поступив на исторический факультет. Главное, по ее мнению, стремиться к знаниям. К слову, в настоящее время она учится в магистратуре Полоцкого гос­университета имени Евфросинии Полоцкой.
Очень важной для себя Людмила Баранова считает поддержку семьи — мамы, мужа и дочери. Свободного времени у Людмилы Николаевны практически не остается, но, если выпадают такие минуты, она посвящает их чтению. Иногда вспоминает свои навыки швеи, полученные во время учебы в школьном УПК. Все, что необходимо для дома, шьет с удовольствием.


Что касается конкурса, к нему она внутренне была готова. Если есть любовь, творческий подход к профессии и внушительный опыт работы — почему бы не испытать свои силы?
Творческими идея­ми для участия в конкурсе делились все. Представить школьную жизнь через приз­му калейдоскопа предложила Татьяна Забело, Ольга Кудрявцева написала две песни, которые исполнили коллеги-музыканты. Ирина Петрович помогала с подготовкой документов, Павел Сафронов снимал и монтировал видео. Кто-то писал фонограммы, кто-то помогал с презентацией, кто-то изготавливал реквизит, кто-то поддерживал словом, дельным советом… Значимое содействие оказала администрация школы.


«Моя группа поддержки непосредственно на конкурсе была немногочисленной, но очень эффективной. Юлия Глазырина, учитель истории, и Татьяна Василенко, учитель географии, всегда и во всем помогали, были рядом. Чувствовали, думали, все делали вместе», — отмечает Людмила Баранова.
Что она испытала, когда огласили результаты конкурса? Радость! И гордость. За профессию, за город, за школу, за то, что все получилось.

Оглядываясь в прошлое, просто невозможно не проникнуться духом патриотизма и гордости за родную землю. «Я стараюсь донести до каждого, например, что Франциск Скорина — реа­ль­ный человек, живший на этой земле, который прославил Полоцк во всем мире, первопечатник, великий гуманист. У него можно поучиться любви к родному городу»,  — говорит Людмила Баранова, добавляя, что каждый исторический период интересен по-своему. 


Впереди у победительницы кропотливая подготовка к финалу конкурса, который пройдет в сентябре. А пока — любимая работа и обычная жизнь, каждое мгновение которой —история.