В пресс-центре «Полацкага весніка» состоялась диалоговая площадка по теме «Вступительная кампания-2023: перспективы и новации».
Гостями редакции были Татьяна Полушкина, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, директор Полоцкого колледжа ВГУ им.П.М.Машерова, заслуженный работник образования Республики Беларусь; Юрий Романовский, ректор ПГУ имени Евфросинии Полоцкой; Алина Кострица, заведующий сектором общеобразовательной подготовки управления по образованию Полоцкого райисполкома.
Предлагаем ответы на наиболее интересные для педагогов, учащихся и их родителей вопросы.
Чем вызваны такие кардинальные перемены в сфере образования?
Татьяна ПОЛУШКИНА: «Сфера образования в государственной политике всегда в приоритете. С 1 сентября 2022 года вступил в силу новый Кодекс об образовании, в связи с этим необходимо принять более 300 нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в системе образования. Мы видим, что в школах активно проводится работа по разъяснению новаций. В самом Министерстве образования также открыта прямая линия, куда за разъяснениями может обратиться любой житель нашей республики, если его не удовлетворяют ответы на местном уровне».
Как будут оцениваться результаты централизованного экзамена — по 10-балльной (как в школе) или 100-балльной (как на ЦТ) шкале?
Алина КОСТРИЦА: «Результаты ЦЭ будут оцениваться по 100-балльной шкале. По итогам экзаменов учащиеся получат соответствующий сертификат. Для выставления итоговой отметки в аттестат (прим. ред. — среднее арифметическое между годовой и экзаменационной отметкой по предмету) утверждена переводная шкала по каждому предмету (Приложение 2 к Инструкции по организации и проведению централизованного экзамена, размещенной на сайте Министерства образования). Например, чтобы получить за экзамен по русскому или белорусскому языку отметку 3, ребенок должен набрать 7-14 баллов по 100-балльной системе, а отметку 10 — 82-100 баллов».
Юрий РОМАНОВСКИЙ: «ЦЭ по сути отвечает всем требованиям к ЦТ — и по процедуре проведения, и по содержанию заданий, и по технологии оценивания. Для зачисления абитуриентов в учреждения высшего или среднего специального образования учитывается результат по 100-балльной шкале, а при выставлении отметки в аттестат — по 10-балльной».
Алина КОСТРИЦА: «Регистрация учащихся на ЦЭ будет проводиться централизованно через учреждения образования с 1 по 20 апреля. После 20 апреля изменений в выборе учебных предметов для ЦЭ быть уже не может».
Юрий РОМАНОВСКИЙ: «А на ЦТ учащиеся должны зарегистрироваться самостоятельно, обращаю на это внимание ребят и их родителей. Поясню. Ранее одиннадцатиклассники сдавали 4 экзамена в школе, а для поступления в университет им требовалось иметь сертификаты ЦТ. Его можно было сдавать по 4 учебным предметам на выбор, хотя для поступления требовалось 3 сертификата. Некоторые абитуриенты пользовались возможностью сдать ЦТ по 4 предметам. Часто это делалось для того, чтобы, имея несколько сертификатов, выбрать в период приемной кампании специальность, на которую смогут пройти. Абитуриенты из числа выпускников 2023 года будут сдавать всего 3 экзамена: два в форме ЦЭ и один в форме ЦТ. Эта новация направлена на то, чтобы ребята поступали целенаправленно и мотивированно, а не перебегали со специальности на специальность».
Татьяна ПОЛУШКИНА: «Все изменения, заложенные в законодательство, направлены на усовершенствование системы образования. Государству нужны грамотные, интеллектуально развитые люди, патриоты нашей страны. И мы создаем условия, чтобы вызвать у учащегося стремление получить в школе, ссузе или вузе более высокий уровень знаний, расширить его мировоззрение, обогатить его духовный и внутренний мир. А для качественной подготовки квалифицированных специалистов, в учреждениях среднего образования должны быть созданы условия, помогающие выпускникам школ правильно определиться с выбором профессии».
Какова структура характеристики выпускника? Обязательно ли ее предъявлять при поступлении?
Алина КОСТРИЦА: «Характеристика учащегося теперь обязательный документ при поступлении. Она состоит из 11 пунктов и включает характеристику успеваемости, способностей учащегося, его интересов, участия в общественной жизни, информацию о количестве совершенных правонарушений и др. Документ будет подписывать директор учреждения образования».
Юрий РОМАНОВСКИЙ: «Хочу отметить, характеристика не влияет на сумму баллов при поступлении, но она позволит эффективно выстраивать траекторию развития студента».
Будет ли у абитуриента возможность перевести документы из одного вуза в другой, если баллов для поступления окажется недостаточно?
Юрий РОМАНОВСКИЙ: «Да, в рамках сроков подачи документов такая возможность будет, так как предусмотрена этапность вступительной кампании».
Можно ли обучаться на условиях целевой подготовки в ссузах после 9 класса?
Татьяна ПОЛУШКИНА: «Да. Большинство ссузов будет принимать по целевым направлениям 30% абитуриентов. Вопрос об обучении нужно решать уже сейчас. Срок отработки по договору о целевой подготовке после окончания ссуза — не менее 3 лет. Прием в ссузы будет осуществляться на основе среднего балла документа об образовании».
Есть ли разница в сложности заданий на ЦЭ и ЦТ по одному и тому же предмету?
Юрий РОМАНОВСКИЙ: «На сайте Республиканского института контроля знаний размещена спецификация заданий для ЦЭ и ЦТ по каждому учебному предмету — она единая. Задания абсолютно равноценные по своей сложности. Более того, заданий пятого (высокого) уровня сложности в заданиях ЦЭ и ЦТ не предусмотрено, тестовые работы соответствуют базовому уровню подготовки школьников».
Как будет учитываться при поступлении обучение школьника в классе профессиональной направленности? Какой минимальный балл необходимо набрать учащимся на ЦЭ? Как получить второе высшее образование в новых условиях аттестации? Кто из учащихся, еще не окончив школу, будет считаться студентом? Какие специальности предлагают абитуриентам ПГУ им.Евфросинии Полоцкой и Полоцкий колледж ВГУ им.П.М.Машерова?
Ответы на эти и другие вопросы можно узнать, просмотрев запись прямого эфира диалоговой площадки в социальной группе «ПВ» в «Инстраграм».