Кому из нас не знакома такая ситуация: звонит телефон, и вкрадчивый голос начинает настойчиво приглашать на презентацию какого-либо товара?
Звонящий вводит в курс дела: товар уникальный, изготовлен по новейшим технологиям, качество непревзойденное, цена доступная… «Приходите! Вас ждет подарок», — звучит из трубки. И вот в этот момент даже самый отъявленный скептик начинает подумывать: а почему бы не сходить? Подарки любят все.
Те, кто проводит подобные презентации, отличные психологи. Приятная обстановка, доверительный разговор, нередко предлагается угощение… И вот вы, проникнувшись едва ли не семейной атмосферой, уже тянетесь за кошельком или готовы оформить кредит на не слишком нужную, но достаточно дорогую вещь. В итоге это нередко заканчивается глубоким разочарованием, а то и судебными тяжбами, выиграть которые не так уж просто — покупку-то совершали добровольно.
Как избежать необдуманных трат и не понести существенных моральных издержек в результате подобных мероприятий? Мы попросили ответить на ряд вопросов начальника отдела торговли и услуг Полоцкого райисполкома Юлию Хохлову.
— Как избежать ненужных покупок, на которых настаивают организаторы презентаций?
— Прежде всего, не торопитесь с принятием решения. Для этих целей необходимо ознакомиться с договорами, взять на презентации рекламные буклеты о товаре и изучить всю информацию, посоветоваться с родными, стоит покупать эту вещь по заявленной цене или нет. Если вас торопят с прочтением договора или активно уговаривают подписать его на презентации, ни в коем случае не следует заключать договор в такой обстановке.
Специалисты Министерства антимонопольного регулирования и торговли перед покупкой рекомендуют изучить цены на аналогичные товары в интернете или в магазинах. Чаще всего они там оказываются в разы дешевле.
— А если гражданин все-таки решился на покупку?
— В обязательном порядке внимательно изучите все пункты договора. Если товар берется в кредит, сопоставьте сумму выплат со своими ежемесячными доходами. Сможете ли вы отдавать такие деньги ежемесячно? Кредиты предоставляет банк. К документам всегда прилагается график выплат, там можно посмотреть сумму ежемесячного платежа, а если сложить все, то и общую сумму, которую придется выплатить. Если какой-то из пунктов договора не ясен или смущает, от подписания такого договора стоит отказаться.
— Товар уже куплен, но вы вдруг осознали, что он вам в общем-то не нужен. Что делать?
— На товары, которые покупают на презентации, распространяются такие же правила, как и на те, которые продают в обычных магазинах. Если товар не использовался, то есть новый, с упаковкой и документами, его можно вернуть продавцу в течение 14 дней. Но стоит помнить, что есть перечень товаров, которые вернуть нельзя даже новыми. Некачественный товар можно вернуть во время гарантийного срока или в течение двух лет.
— А если продавец, игнорируя правила, отказывается принять товар?
— Бывает, что покупатель позвонил продавцу, предъявил претензию — сказал, что хочет вернуть покупку, но ему отказали. В этом случае рекомендуем обратиться к продавцу письменно, то есть отправить ему заказное письмо со своими требованиями на адрес, который указан в договоре. Тогда вы будете видеть, когда продавец получил письмо. С этого момента у него будет 14 дней на то, чтобы дать вам ответ.
Если продавец снова отказывает или не отвечает в течение двух недель либо покупатель не согласен с ответом, он может обратиться в местный исполнительный (распорядительный) орган по месту регистрации фирмы продавца для защиты прав потребителя.