Как сохранить историю? Степенно уложить ее в параграфы учебников?
А что если история — это сама жизнь? Как она уместится в тесных строках? Спасо-Преображенский храм — единственная церковь XII века, сохранившаяся на территории Беларуси до наших дней — не устает удивлять историков и других исследователей множеством поистине бесценных находок.
Каждый год в ходе исследования Спасо-Преображенской церкви ученые совершают открытия.
Вначале планировалось воссоздать облик храма XII века. Со временем идея трансформировалась, и на сегодня концепция реставрации одобрена Министерством культуры Республики Беларусь. Внутри — интерьер храма максимально приближают к XII веку, снаружи — показывают, каким он был в XIX веке.
— Активные археологические исследования начались в 2017 году. В нынешнем раскоп ведется вокруг апсиды (наружной стороны алтаря). Уже в следующем году цепочка раскопов вокруг храма должна замкнуться, — рассказывает Алексей Коц, археолог, старший преподаватель кафедры истории и туризма ПГУ.
Силами студентов-будущих историков, архитекторов, энтузиастов не только из Полоцка, но и Могилёва археологические исследования ведутся практически без перерыва.
Монастырь всесторонне содействует проведению работ. Построены навесы, под которыми работают исследователи, предоставлены помещения для хранения и обработки находок, организована работа столяров и другое.
— Мы открываем новые горизонты, изначальную задумку Преподобной. В планах завершить основные работы на северо-западном угле, там, где продолжается основной раскоп, провести небольшие зондажи почвы. Привлекаем специалистов из Полоцкого госуниверситета, который поможет впоследствии представить объемную модель памятника архитектуры. Причем первые наброски в 3D-формате уже сделаны. Активное участие в раскопках принимают специалисты Государственного Эрмитажа Российской Федерации.
Мы поинтересовались у Алексея Коца, почему нельзя законсервировать раскопки под стеклом.
— Чтобы сохранить конструкцию центрального архитектурного памятника монастыря, по окончании сезона его стены должны быть засыпаны грунтом. Известковый раствор, на котором сложены древние стены галерей при пересыхании рассыпается, он также может активно впитывать влагу и при замерзании повреждаться. Это может привести к полному разрушению. Сегодня оптимальная консервация — в земле. Причем, засыпка должна быть сделана тем же грунтом, который выкопан.
Консультируют, проводят фиксацию найденных материалов сотрудники Государственного Эрмитажа (г.Санкт-Петербург). Что касается реставрации памятника архитектуры, основные ремонтные работы производят специалисты ОАО «Белреставрация» (г.Минск).
— При строительстве храма был использован тонкий кирпич — плинфа. Скреплена кладка при помощи известкового раствора с добавлением битого кирпича — цемянки. Проблема этой извести в том, что, когда она лежит целиком в кладке под штукатуркой — сохраняется хорошо, но, когда попадает в грунт — сильно впитывает влагу. При хорошей погоде летом она отдает эту влагу, сильно пересыхает и начинает крошиться. А если намокнет и замерзнет — растрескивается, — пояснил Алексей Коц.
Первоначальное представление о храме трансформировалось и продолжает кардинально меняться до сих пор. Исследования показали, что столетия назад храм выглядел совсем иначе. Он был в несколько раз больше, чем в настоящее время. И теперь можно с уверенностью говорить, что изначальная задумка преподобной Евфросинии при возведении храма была иной.
Планируется, что места раскопок будут вымощены плиткой, на которой будет показан приблизительный план галерей.
— Памятник, которому практически 900 лет, нужно постоянно поддерживать, проводить реставрацию. По сути, это бесконечный процесс. К новому этапу масштабной реконструкции мы вернемся лет через 20, а возможно, и через 10, уже вооруженные информацией о том, что и как предстоит сделать, — подытожил Алексей Коц.