Победителем Республиканского конкурса «Лучший диспетчер органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» стала диспетчер центра оперативного управления Полоцкого подразделения МЧС Анна Белоусова.
—Дежурная служба МЧС. Чем вам помочь? — мгновенно откликается на вызов старший прапорщик, диспетчер центра оперативного управления Полоцкого подразделения МЧС Анна Белоусова. Сутки через двое девушка принимает сообщения о пожарах и чрезвычайных ситуациях, дает рекомендации населению, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, высылает технику не только Полоцкого подразделения МЧС, но и взаимодействующих служб на место происшествия, производит разведку ситуации в течение пожара и многое другое.
Сейчас четких разграничений по поводу того, женская профессия диспетчера или все-таки мужская, нет, но когда-то девушек-диспетчеров или радиотелефонистов было очень мало и их неохотно брали на службу в МЧС.
— Первым моим местом работы в должности радиотелефониста стал пожарно-аварийный спасательный пост №15 (тогда пожарно-аварийная спасательная часть №3) г.п.Ветрино, где начальником караула долгое время работал мой папа Александр Белоусов. Отец, конечно, хотел чтобы я работала в МЧС, и не переживал, ведь многих сотрудников, с кем начинала работать, я знала с самого детства. Через полтора года меня перевели работать в центр оперативного управления Полоцкого горрайотдела по чрезвычайным ситуациям.
Рабочий день дежурных диспетчеров МЧС начинается с 8.20, в 8.30 они принимают дежурство у своих коллег:
— В смену работают двое дежурных: я и мой напарник, — делится Анна. — С утра мы принимаем оперативную информацию о происшествиях за последние двое суток, собираем данные с постов и из частей по личному составу и технике боевого расчета, проверяем радиосвязь с подразделением и телефонную связь со всеми службами взаимодействия, сами знакомимся с оперативной обстановкой по республике и области, пожарам, которые произошли.
А вот дальше распорядок дня предугадать невозможно: в любой момент может раздаться звонок по линии 101, и все пойдет не по плану. Сколько поступило таких тревожных вызовов Анне в диспетчерскую за почти девятилетний стаж в должности, подсчитать, пожалуй, трудно. В основном граждане обращаются в случае возникновения пожара или дорожно-транспортного происшествия. МЧС также реагирует и на сработку автоматической пожарной сигнализации, выезжает на демеркуризацию или дает рекомендации людям, как можно собрать ртуть самим. Но бывают, конечно, и неординарные ситуации, рассказывает Анна:
— Диспетчера ничто не должно вывести из равновесия, поддаваться панике потерпевших нельзя ни при каких условиях, хотя и случаи бывают разными. Но в любой ситуации, причем это прописано в нормативных документах, диспетчер должен оставаться настойчивым, при разговоре быть тактичным и вежливым, проявлять заботу о людях и вместе с тем активно, настойчиво выяснять данные, необходимые для принятия решения о высылке сил и средств.
Соблюсти баланс настойчивости и вежливости диспетчеру порой очень нелегко, ведь зачастую пострадавшие находятся на грани нервного срыва. В стрессовой ситуации, в основном при пожаре, люди не могут сказать адрес, но нужно, как минимум, знать точное название населенного пункта, сельсовет, потому как есть и населенные пункты с одинаковым названием. Техника выезжает, даже если человек не знает точного адреса, а просто дает хоть какие-то ориентиры: что видит из окна. Бывает, конечно, что издалека люди костер принимают за пожар, но реагировать дежурные обязаны на все вызовы. Необходимо также выяснить номер телефона и фамилию позвонившего. Эта информация нужна для того, чтобы диспетчер смог перезвонить и уточнить местоположение или наличие людей в доме.
Очень много «пустых» звонков поступает от детей. Дети играют в телефоне и по незнанию нажимают кнопку экстренного вызова 112, который производится даже с заблокированного телефона. Причем можно набрать экстренный номер с телефонов, на которых не установлена сим-карта. Такому абоненту невозможно перезвонить, а об этих звонках родители даже и не подозревают. Бывает по десять таких звонков от одного абонента. Они поступают одновременно с сообщениями о происшествиях, и нужно успеть все обработать:
— Самое сложное, — признается Анна Белоусова, — что ты 24 часа находишься в режиме ожидания, сидишь и ждешь тревожного сообщения. И каждый раз, поднимая трубку, не знаешь, что может произойти на том конце провода.