Экспорт является одной из важнейших составляющих экономики любого региона и страны в целом. Он способствует увеличению ее ресурсов и экономическому росту. Экспортируя свои товары, республика является полноправным участником международной торговли, заявляет о себе всему миру как о надежном партнере, которому есть что предложить другим странам. Свой вклад в обеспечение экспортной составляющей внешней торговли Беларуси вносят предприятия города Полоцка и Полоцкого района.
Продукция, произведенная полоцкими промышленниками, известна за рубежом. Из общего объема экспорта товаров по району более 63% приходится на долю России, которая является нашим основным торговым партнером, около 8% составляют поставки в другие страны СНГ и более 28% — в страны вне СНГ. И экспорт товаров в страны СНГ выше прошлогоднего уровня на 17%, по странам СНГ — на 34%. В целом рост экспортных продаж товаров «полоцкой марки» был достигнут по 27 странам мира. Это Армения, Казахстан, Российская Федерация, Украина, Австралия, Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Германия, Грузия, Израиль, Индия, Иран, Ирландия, Испания, Колумбия, Литва, Македония, Нидерланды, ОАЭ, Румыния, США, Тайвань, Франция, Чехия, Эстония.
Наибольший удельный вес в объемах экспортных поставок района в целом занимает продукция предприятий «Полоцк-Стекловолокно» (порядка 60%) и Полоцкого молочного комбината (около 12%). Без учета республиканских организаций по объемам экспортных поставок лидирует продукция Полоцкого молочного комбината (более 30%), СООО «Новополоцкий завод технологических металлоконструкций» (около 10%), ООО «Кимабел» (более 6%) и ООО «Эквил Групп» (более 6%).
В прошлом году удалось преодолеть ряд негативных тенденций в организации внешнеторговой деятельности, в частности — возобновились поставки цельномолочной продукции Полоцкого молочного комбината на рынок Российской Федерации по ранее заключенным договорам в российские областные центры и регионы — Москву, Санкт-Петербург, Псков, Смоленск.
В товарной структуре экспорта преобладает стекловолоконная продукция. Это стеклоткани, ровинги, электроизоляционные и кремнеземные материалы, стеклосетки производства Открытого акционерного общества «Полоцк-Стекловолокно». Традиционно организациями города реализуются на внешний рынок молочная продукция, мука, швейные изделия, вакуумные насосы, изделия из пластика, электродвигатели, измерительные приборы, пиломатериалы и древесина.
В экспорте услуг Полоцкого района наибольший удельный вес занимают ЧП «Транс-ТМ» (более 12%), ООО «Фьюрилайн-групп» (около 10%) и ЧП «Белатекавто» (более 8%). Услуги также экспортировались в 50 стран мира. 61% из них — в страны СНГ, в том числе почти 55% — в Россию. Экспорт услуг осуществлялся и в Литву, Латвию, Нидерланды, Кипр. В структуре экспорта услуг транспортные занимают более 65%, компьютерные — более 11%, туристические — более 7%, строительные — 4%, небольшая доля приходится на услуги в областях образования здравоохранения, а также более 10% составляют прочие деловые услуги.
В новом году работа в данном направлении продолжается. Высокая конкурентоспособность продукции и услуг плюс деловая партнерская репутация позволяют полочанам стабильно удерживать свои позиции на внешнем рынке.
Александр Колодынский, заместитель председателя Полоцкого районного исполнительного комитета:
— В Полоцком районе экспорт товаров за 2017 год составил более 77 млн долларов, или 139%, и по сравнению с уровнем 2016 года увеличился на 21%, или на 33,5 млн долларов. В целом, торгово-экономическое сотрудничество полочанами налажено с 81 страной мира. Поставки товаров осуществлялись на внешние рынки 50 стран.
Что касается экспорта услуг, то за прошлый год их объем составил около 4 млн долларов, или 124% при задании 112%.
Обеспечение условий роста экспорта товаров и услуг является одним из важнейших направлений внешнеэкономической деятельности, основным приоритетом развития экономики. Это один из ключевых источников обеспечения устойчивого экономического роста в регионе. И особую значимость для Полотчины вопросы развития экспортного потенциала и обеспечения сбалансированности внешней торговли приобрели в современных условиях, поскольку внешний спрос на продукцию местных производителей является важнейшим фактором загрузки производственных мощностей, поддержания высокого уровня занятости и обеспечения динамичного роста экономики.