В День потребителя, который в этом году был посвящен тематике «Потребительские права в цифровую эпоху», у полочан была возможность получить необходимые разъяснения в ходе телефонной «прямой линии», которую провела начальник отдела торговли и услуг Полоцкого райисполкома Наталья
Шанторицкая.
Дистанционные способы заключения договоров купли-продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг все активнее входят в нашу жизнь. Охотно совершают покупки через интернет представители молодого поколения, растет интерес и у людей постарше… На что же следует обращать внимание, чтобы покупки, сделанные дистанционно, не приносили разочарований? Вопросы, поступившие на «прямую линию», позволили сформулировать ряд актуальных рекомендаций, которые Наталья Шанторицкая адресовала полочанам.
Примите к сведению
— При продаже товаров по образцам через интернет-магазины какая информация должна доводиться до сведения потребителя?
— На главной странице сайта, если продавцом является организация, обязательно должна размещаться информация о наименовании продавца (фирменное наименование) и месте его нахождения. Если продавец — индивидуальный предприниматель, должны быть указаны его фамилия, имя, отчество (если таковое имеется), информация о его государственной регистрации и наименование органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, место жительства. Кроме того — дата регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь и режим работы.
На любой странице-сайте интернет-магазина должен быть размещен образец документа, подтверждающего факт приобретения товара, который продавец обязан выдавать покупателю вместе с товаром — с 16 июня 2013 года это кассовый чек. Кроме того, внимательно изучайте всю представленную информацию о товаре.
— Должен ли продавец предоставлять потребителю различные варианты
оплаты?
— Да, у потребителя должна быть возможность расчета за приобретаемый товар путем дистанционного перечисления денежных средств — АИС «Расчет», мобильного и интернет-банкинга, с использованием банковских пластиковых карточек, через кассы банков и объектов почтовой связи, наложенным платежом при доставке товаров по почте, посредством иных платежей, которые обеспечивают поступление средств за оплату товара на расчетный счет продавца.
— Имеют ли право в интернет-магазинах указывать цены на товар в долларах или другой валюте?
— Цена товара указывается исключительно в белорусских рублях. Указание цены в условных единицах или иностранной валюте, в том числе рядом с ценой в белорусских рублях не допускается.
— В каком случае потребитель вправе отказаться от приобретения товара, не возмещая продавцу расходов?
— В том случае, если потребителю не была предоставлена вся необходимая информация о товаре.
— Обязан ли продавец принимать и рассматривать претензию потребителя?
— Обязан принять и рассмотреть ее в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
— Если продан товар ненадлежащего качества, может ли потребитель потребовать его замены?
— В таком случае потребитель вправе потребовать на выбор:
• замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
• соразмерного уменьшения покупной цены товара;
• незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
• возмещения расходов по устранению недостатков товара;
• расторжения договора купли-продажи и возмещения убытков, причиненных потребителю в полном объеме.
Настя Осипова:
— Покупки в интернет-магазине иногда делаю. Например, одежду приобретала. Удобно, и ассортимент огромный. Вопросы оплаты решаю спокойно, но стопроцентную предоплату стараюсь никогда не вносить, наложенным платежом по почте получать заказ удобно. А вот тот факт, что покупаю вещь без примерки, тревожит, особенно, если это обувь. Правда, пока все мои покупки были удачными.
Кристина Марачёва:
— В интернет-магазинах покупаю, в основном, что-то для детей. «Лего». Заказы оплачиваю наложенным платежом. Никаких недоразумений пока не было. Все в порядке. Мне кажется, это нормальная, современная система торговли.
Дана Павловна Коваленко:
— Знаю, что есть такая возможность, но сама никогда ничего в интернете не покупала, да и компьютера у меня нет, телевизора хватает. Вообще, самое надежное — в магазине или на рынке, чтобы можно было вещь рассмотреть как следует, потрогать, примерить.
Александр Михальчук:
— Для тех, кто не отстает от прогресса, интернет-торговля — это быстро, удобно. Жена заказывает разные товары через интернет. Даже местные объекты торговли теперь предлагают сделать выбор необходимых товаров, не выходя из дома, и готовы их доставить по адресу. Были и дорогостоящие покупки в интернет-магазинах, к примеру, я купил своему ребенку на день рождения детский самокат оригинальной модели, таких в городе у нас не продают. Курьер уже доставил. Конечно, нюансов в этом деле хватает, и не всегда реклама тех или иных товаров, размещаемая в интернете, правдоподобно информирует о товаре. Поэтому поспешных решений принимать не стоит, надо изучить все предложения, почитать отзывы и совершать покупки, соблюдая
определенные правила.
Сева Проскурин:
— Я знаю, что можно через интернет покупать разные вещи. Но не интересовался этим, хотя ноутбук у меня есть. И не припомню, чтобы родители что-нибудь в интернет-магазинах заказывали. Мы делаем покупки в обычных магазинах.