Уютной маленькой деревушки Винниково давно нет на карте Полоцкого района. Но Нина Леоновна Куприянова часто возвращается в мыслях туда, на высокий берег озера Сёрдово, где стоял когда-то родительский дом. Там прошло беззаботное детство, там рождались крылатые юные мечты. Там жилось так счастливо и спокойно… Сейчас о деревне напоминает лишь старая груша, цветущая по весне пышным цветом и дающая горьковатые одичавшие плоды, будто понимая, что никто их уже не сорвет.
Нина Леоновна 18 августа, отметила знаменательный юбилей — ей 90. Но по-молодому ясная память хранит в деталях события далеких дней, и она рассказывает о своем жизненном пути, будто листая книгу. Помнит, как училась в школе, как помогала родителям по хозяйству. Жизнь только начиналась. Но в 1940-м жителей деревни выселили в Данево, а на месте их дома построили один из ДОТов Полоцкого укрепрайона.
Об испытаниях военного времени Нина Леоновна говорить не любит — слишком тяжело. Но как забыть годы плена, непосильный труд от темна до темна, издевательства надзирателей, из еды — чашка отвратительной баланды в сутки… Вспоминала о доме, молилась, верила в Победу… И вот в 1945-м — счастливый день освобождения и долгожданная дорога домой.
…Жизнь нужно было начинать заново. Душа залечивала раны, а молодость брала свое. С улыбкой вспоминает, как ходили с подружками на танцы, как до утра зачарованно слушали гармонь. В Ветрино был военный гарнизон, там служил Михаил — парень, ставший ее суженным, любовь к которому она пронесла через всю жизнь.
В 1948 году сыграли скромную свадьбу, и семья уехала на родину Михаила, в Нижегородскую область. Там у них один за одним родились четверо сыновей — Николай, Александр, Владимир и Виталий. Все бы было хорошо, но затосковала Нина по родине, и в 1961-м семья вернулась в Беларусь. Купили домик в деревне Плиски, начали обживаться. Родилась доченька Валентина. Муж Нины Леоновны, бывший танкист, вернулся с войны израненным, ей порой приходилось трудиться за двоих. Доила коров, пасла телят, работала в поле, в больнице, хлопотала по хозяйству… Общий трудовой стаж у нее 44 года. Не жалуется, что было тяжело, но о том времени напоминает боль в натруженных руках. Она и сейчас, несмотря на почтенный возраст и проблемы со здоровьем, не сидит без дела — возле дома несколько аккуратных грядок, за которыми заботливо ухаживает. В палисаднике желтыми солнышками цветут золотые шары… Отвечая на вопрос, не скучно ли одной, с улыбкой говорит: «Дети зовут к себе, но мне лучше в своем доме. Здесь я — хозяйка».
Ее гордость и отрада — дети. Росли они дружными, уважительными, помогали во всем, старшие нянчили младшеньких, поддерживали в доме порядок и уют. Испытанные трудности научили их многому.
Выросли, разлетелись из родительского гнезда, но и сейчас их тянет в отчий дом, как магнитом. Отец давно уже ушел из жизни, а мамочка — как свет в окошке — уже не только для сыновей и дочки, но и для 11 внуков и 22 правнуков. В день юбилея соберутся они все за большим столом, придут соседи и односельчане, и будут в родительском доме звучать звонкий детский смех, сердечные поздравления, слова благодарности за материнскую науку, за доброту и заботу, и обязательно — песни. В общем хоре голосов, звонко и молодо, прозвучит и ее голос. Ведь теперь, с высоты прожитых лет, Нина Леоновна знает точно: любовь близких дарит ей силы. «Так теперь хорошо! Жить бы да жить, радоваться детям и внукам, — признается она. И добавляет — Спасибо судьбе! За все».
…Навстречу золотому августу придет мудрая урожайная осень, студеную зиму сменит новая весна, и на высоком берегу озера Сёрдово, на месте, где когда-то была ее родная деревушка, вновь зацветет пышным цветом груша, радуя мир красотой и пробуждая память о том времени, когда дорога девочки Нины только начиналась, и так верилось, что она будет счастливой.