С семьей Людмилы и Виталия Авакян (на фото) нас познакомил… аист Гоша. Эти неравнодушные люди спасали сначала одного аиста, сегодня у них живет другой (а, возможно, тот же), которому из-за повреждения крыла пришлось делать ампутацию.
Будучи у них в гостях, обратили внимание на голубятню, которая разместилась на приусадебном участке. Казалось, это увлечение давно ушло в прошлое, однако и сегодня, по словам Виталия, в Полоцке немало людей, увлеченных разведением голубей. В 2019 году и он примкнул к этой когорте.
— Мы тогда жили в Полоцке в многоэтажном доме, — вспоминает Виталий. — Однажды в вентиляцию на кухне провалился голубь. Достали его, а он был слабенький, с поврежденной лапкой. Вылечили, как смогли. Хотели отпустить, но жалко стало — у него остались нарушения двигательной системы, пропадет же. Попытались пристроить к знакомому в голубятню. Но кому нужен обыкновенный сизый голубь, да еще больной? Оставили себе. Это была голубка. Потом взяли ей пару. Так все и началось… с Гули и Зефира.
Сначала держали птиц на даче. Затем о частном доме подумали. Так в микрорайоне Громы появились новые жители, а во дворе — голубятня. Не секрет, что при разведении голубей находятся птицы, которых выбраковывают, больные, их выпускают, отдают другим. Многие из таких как раз и нашли прописку у Авакянов.
Говорят, пара у голубей создается одна на всю жизнь. Как заметила Людмила, супруга Виталия, они тоже так считали. Наблюдая за птицами, видим, как милуются-целуются. Сядут рядышком, он пощипывает ее вокруг шейки, и они соприкасаются клювиками. К слову, для других птиц не характерно такое нежное проявление чувств. Однако в их стае нашлись голуби, которые изменили своим голубкам.
— У нас появилась пара кофейного окраса, а позже — две девочки-блондинки, — рассказывает Людмила. — И что вы думаете? Кофейный бросил свою голубку, прожив с ней два года, а у них только появились птенчики, и переметнулся к беленькой. Позвал ее, чтобы кормила малышей, а свою выгнал из гнезда. У кофейной голубки теперь ни с кем не складывается. Вот такие трагедии наблюдаем в нашей голубятне. Как в человеческой жизни…
Каждый день крылатых питомцев надо кормить, поить. Голуби питаются горохом, семечками, просом. За последним, например, Виталий ездит в Минск — там оно качественнее. Кроме того, в пищу добавляют глину (антисептик, предотвращающий появление в организме разных паразитов) и мелкие камешки (помогают птицам перетирать зерна, ведь у них нет зубов). Только на корм в год тратит порядка 600 рублей. А учитывая то, что в стае есть и больные птицы, немалые средства уходят на лекарственные препараты, которые и найти сложно, и дорогостоящие.
Однако, несмотря на определенные трудности, Виталий мечтает съездить в Москву и приобрести голубей декоративных пород. Например, таких, как павлин. С длинным хвостом и с перьями на ногах. Двухчубых. С мохнатой головой и ногами. Почтовых, чтобы дрессировать их. Словом, в голубятне могут появиться новоселы. «Многие знакомые спрашивают: что ты имеешь от своих голубей? — улыбается наш собеседник. — Удовольствие. Видеть птиц в полете. Радоваться, когда они возвращаются в голубятню. Наблюдать за их поведением, любоваться ими. Нравятся мне эти птахи. И все!»
Сегодня в пернатом царстве — около 50 голубей, в основном пород бабочка и гривуны. Белые, серые, кофейные, чернопестрые, разноцветные… Почти у каждого — своя кличка. Яшка, Карамелька, Монетка, Пломбирка, Ферсей, Черныш… «У меня живут все, — говорит Виталий. — И здоровые, и инвалиды. Заболеют птички — лечу их. В соцсетях специалисты дают консультации, как лечить голубей. Нет нужных препаратов — ищу через интернет, в ветклиниках. Уколы делаю, таблетки даю, желудки промываю. Пока не вылечу».
Фото Маргариты БАРАНОК.