Наум Семёнович Леках и его жена Элеонора Генриховна были людьми с широкой душой и добрым сердцем. Их знали и уважали во всей Беларуси.
Н.С.Леках родился в 1908 г. в Дисне. Его мать Лея (в девичестве Рабухина) родом из Полоцка. У него было 4 брата и 5 сестер.
В 1927 году Наум с золотой медалью окончил гимназию в Дисне. В 1933-м — химический, затем философский факультет Виленского университета в звании магистра философии, в 1938-м — медицинский факультет этого же университета.
По просьбе отца Наум приехал работать в Дисну хирургом. Трудился земским врачом, затем главным врачом больницы, потом поликлиники. В мае 1941 г. был переведен главным врачом и хирургом больницы в Глубокое.
С началом войны Наум Семёнович получил приказ от военного комиссара Глубокского района развернуть военный госпиталь.
Военные испытания
В июле 1941-го немцы организовали в Глубоком гетто. Сюда вместе с первой женой, сыном, родителями и другими родственниками попал и Н.С.Леках. В гетто был лазарет для больных. Приходилось иногда втайне, по ночам, вместе с доктором Шварцем делать тяжелобольным пленным операции. Гетто уничтожили осенью 1943 года. В нем погибли родители Наума Семёновича, а его сына Мишу спасли от смерти местные жители. Самому Науму в ноябре 1943-го вместе с женой и племянницей удалось убежать в партизанскую бригаду.
Из воспоминаний бывшего комиссара 1-й партизанской бригады имени А.В.Суворова Николая Усова в книге «В семье партизанской»: «Во время боевой операции возле деревни Боровое Глубокского района получил тяжелое ранение партизан Фёдор Новиков по кличке Молдаванин. Лидия Григорьевна (начальник санитарной бригады Л.Г.Кротова. — Прим. авт.) отправила верховых в бригаду «Октябрь» за Наумом Семёновичем. Через какое-то время в землянку вошел сутулый человек в очках. У него за плечами всегда был туго набитый трофейный немецкий ранец. Операция длилась около двух часов. Наум Семёнович после этого несколько раз приезжал в наш госпиталь, чтобы осмотреть Фёдора Новикова, пока дело не пошло на поправку. После войны Фёдор Новиков, который жил в Ленинграде, приехал в Полоцк и нашел своего спасителя».
Также доктору Лекаху пришлось осматривать и лечить больных детей из Полоцкого детского дома во время операции «Звёздочка», после того как ребят удалось вывести в партизанскую зону из оккупированного Полоцка. Многие годы после войны воспитанники приезжали к нему и с теплотой называли Айболитом.
Родство душ
В первые послевоенные годы Наум Леках работал в Минском городском клиническом онкологическом диспансере (МГКОД). В Минске он встретился со своей будущей женой — Элеонорой Альшванг.
Блестяще окончив школу, Элеонора поступила в Белорусский медицинский институт. Она училась на одном курсе с полоцким врачом Анной Лебедевой, с которой после войны отработала вместе 40 лет.
В 1945 году Элеонора Генриховна и Наум Семёнович поженились и уехали в Глубокое по месту работы мужа. Она трудилась акушером-гинекологом, а Наум Семёнович был хирургом и главврачом местной больницы. В семье родились дочь Елизавета и сын Семён.
На Полотчине
В 1949 году семья переехала в Полоцк. Здесь родилась дочь Клара.
Почти 35 лет Н.С.Леках отработал в медицинских учреждениях Полоцка. Был хирургом, урологом, заведовал отделением. В 1950-1977 гг. возглавлял Полоцкую станцию переливания крови. На пенсию ушел в 75 лет.
Наум Семёнович — инвалид войны І группы, заслуженный врач БССР, персональный пенсионер республиканского значения. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны І и ІІ степеней, 11 медалями. В фондах Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника имеется коллекция медицинских инструментов и книг, которые передал Н.С.Леках.
Элеонора Генриховна жила любимой работой, в 1961-1979 гг. она возглавляла женскую консультацию в Полоцке. Дежурила в роддоме, читала лекции в медицинском училище. Переживала за своих пациенток и всегда уговаривала сохранить ребенка. До последних дней жизни помогала людям.
С любовью к людям
Дочь Клара Наумовна рассказывала: «В свои детские годы родителей я помню плохо: они были или на работе, или на дежурстве, или по вызову на районе. Помню ночные телефонные звонки, после которых зачастую отец уезжал оказывать экстренную помощь. Наша семья всегда была гостеприимной. У нас в доме постоянно кто-то жил, ночевал, останавливался, заходил.
Отец всегда очень уважал и ценил своих коллег, врачей и медсестер, и эти чувства были взаимными. Помню, когда я была еще школьницей, мы с папой как-то шли на рынок. По дороге многие люди здоровались с ним. Я ему говорю: «Если бы каждый больной дал тебе пять минут своей жизни, сколько бы лет ты прожил?». «Ну что ты, — ответил мне отец, — разве можно отнять у человека хотя бы минуту жизни?»
Отец умер 5 ноября 2001 года в возрасте 93 лет. После его смерти мама написала книгу воспоминаний, которую назвала «Посмертный реквием». Сама она умерла 20 марта 2011 года в городе Петах-Тиква и похоронена рядом с мужем».
Из воспоминаний Н.С.Лекаха:
«С октября 1942 года я работал хирургом партизанской бригады «Октябрь» Полоцко-Лепельской зоны и лечил партизан нескольких бригад после ранения в брюшную полость. Часто оказывал помощь и местному населению зоны. Партизаны, по моей просьбе, делали самодельные медицинские инструменты. Шовным материалом иногда были простые нитки. Часто оперировал, а рядом шел бой».
Ирина СЫРЕВИЧ, ведущий научный сотрудник Музея боевой славы. Фото из архива учреждения.