С ветераном войны, ветераном прифронтовых железных дорог Александром Александровичем Шамшурой встретиться не удалось — не позволило его здоровье. О своем отце рассказала дочь Инна…
Александр был старшим в многодетной семье. Жили в Верхнедвинском районе, потом перебрались в Полоцк. Там и застала их война. Эвакуироваться семье с пятью детьми было непросто. Остались в оккупированном Полоцке. Александр Александрович помнит колонны советских военнопленных. Помнит бомбежки. Как бы тяжело ни приходилось, выжили. А когда освободили Полоцк от фашистских захватчиков, 16-летний подросток пошел помощником машиниста на паровоз. Работать было тяжело. Машинист управлял составом, а помощник подкидывал лопатой уголь в топку, следил за приборами, обеспечивал движение.
Железнодорожный узел Полоцк почти полностью был выведен из строя. Надо было восстанавливать. Еще в начале войны на железных дорогах создали строительно-восстановительные спецформирования. Бригада восстанавливала путь по участкам, состав продвигался. И так до линии фронта. Возили продукты, солдатское обмундирование, снаряды и военные части.
Каждая поездка могла оказаться последней… Перевозки пыталась сорвать авиация противника. Не раз состав, на котором работал Александр Шамшура, попадал под ее обстрел. Так это случилось и под Оршей. Машиниста ранило, и юный железнодорожник помогал управлять поездом. Доставили груз по назначению.
Несмотря на трудности, которые перенес парнишка, он полюбил железную дорогу и решил связать свою жизнь с этой отраслью. Поступил в Оршанскую дортехшколу им.К.С.Заслонова. Получил профессию машиниста поезда. Затем 3 года службы в армии и возвращение домой. Свою мирную трудовую жизнь начал машинистом на полоцком железнодорожном узле. Однако поработал недолго — подвело здоровье.
Большая часть трудовой биографии Александра Шамшуры — это Полоцкий кирпичный завод. Там он встретил свою любовь — Анну Викторовну, которая приехала в Полоцк после окончания Минского строительного училища. 8 марта в семье отметили 65 лет их совместной жизни. О чем думал Александр Александрович, когда смотрел на родные лица? Быть может о том, как бы хотел, чтобы его дети, внуки и правнуки всегда жили под мирным небом…
Сколько рейсов было совершено? Сколько тонн угля забросил Александр Шамшура в паровозную топку? Работа до седьмого пота, до изнеможения…. Так наш земляк приближал победу. И она пришла. А узнал он о ней… в пути. Обратил внимание, что на станциях люди со слезами на глазах радовались, обнимались… Победа!