27 июля 2023 года вступил в силу Закон «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь» (далее – Закон), посвященный завершению реформирования апелляционного порядка пересмотра не вступивших в законную силу приговоров судов всех уровней, включая Верховный Суд, и концептуальному преобразованию последующих стадий уголовного процесса – после вступления окончательных судебных решений в законную силу.
В соответствии с положениями Закона в новой редакции изложен раздел ХⅡ УПК «Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных решений (кассационное, надзорное производство)».
Впервые в истории суверенной Беларуси изменяется процессуальный порядок пересмотра вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений по уголовным делам – вводится кассационная стадия судопроизводства, а также кардинальным образом реформируется производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора.
Согласно Закону действовавшие ранее четыре надзорные инстанции преобразуются в две кассационные и две – собственно надзорные. Одновременно из компетенции Пленума Верховного Суда исключается рассмотрение в порядке надзора конкретных уголовных дел.
Кассационный пересмотр вступивших в законную силу постановлений будет осуществляться на базе президиумов областных судов – по отношению к приговорам районных судов, апелляционным определениям областных, Минского городского судов, а производство по уголовным делам в порядке надзора будет сконцентрировано непосредственно в высшей судебной инстанции – Верховном Суде (в рамках судебной коллегии по уголовным делам и Президиума Верховного Суда).
Основной задачей двух стадий – кассации и надзора – является создание своеобразных «фильтров», относящихся к экстраординарным процедурам судопроизводства, для обнаружения и исправления возможных судебных ошибок.
В отличие от существовавшей стадии судебного надзора Законом предусмотрен более высокий качественный уровень коллегиального рассмотрения жалоб и протестов с возможным участием осужденных и иных заинтересованных лиц.
Это позволит обеспечить баланс в полномочиях проверочных судебных инстанций, исключить дублирование их компетенций и функций и обеспечит исключительный характер судебного надзора.
Новым Законом предусмотрено создание апелляционной инстанции и для самого Верховного Суда, к компетенции которой отнесено рассмотрение жалоб и протестов на не вступившие в законную силу решения и приговоры Верховного Суда, вынесенные им по первой инстанции. При этом уголовные дела апелляционной инстанцией Верховного Суда будут рассматриваться в составе трех профессиональных судей и двух народных заседателей.
По сообщению официального Интернет-портала судов общей юрисдикции Республики Беларусь