В 2000 году Европейской комиссией по Окружающей Среде 22 сентября был объявлен Международным днем без автомобиля. Ежегодно с 16 по 22 сентября в странах европейского сообщества проходит компания European Mobility Week, цель которой акцентирование внимания общественности на проблемах, связанных с влиянием автомобильного транспорта на качество атмосферного воздуха и на здоровье человека, а также вопросах экологической составляющей при планировании транспортной политики европейских городов.
Заканчивается European Mobility Week 22 сентября, когда на добровольной основе населению предлагают отказаться на один день от использования автотранспортных средств.
Мероприятие призвано обратить внимание общественности на экологические проблемы городов, в том числе на качество атмосферного воздуха.
Следует отметить, что с постоянным повышением уровня автомобилизации общества увеличиваются и объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В процессе функционирования транспорта в атмосферу попадает громадное количество пыли, токсичных веществ, содержащихся в отработавших газах, создаются высокие уровни шума, загрязняются воздух, почва, водные объекты в результате пролива горюче-смазочных материалов.
Выбросы автомобилей, прежде всего, опасны тем, что поступают непосредственно в приземный слой атмосферы, где скорость ветра незначительна и поэтому газы плохо рассеиваются. Это воздух, которым мы дышим. Уровень загазованности магистралей и примагистральных территорий зависит от интенсивности движения автомобилей, ширины и рельефа улицы, скорости ветра, доли грузового транспорта и автобусов в общем потоке и других факторов. Особенно затруднено рассеивание выбросов автомобилей на тесных улицах. В итоге практически все городские жители испытывают на себе вредное влияние загрязненного воздуха, особенно в крупных городах. Опыт работы ряда стран Европы по решению указанной проблемы показал, что решить ее без привлечения общественности практически невозможно. Идеология проведения Дней без автомобиля рассчитана не на один день, а на долгосрочную перспективу. Немаловажным является повсеместное понимание, что решение проблемы выбросов в окружающую среду от автомобильного транспорта и уменьшение негативного влияния на здоровье населения зависит от развития и совершенствования параллельных направлений социально-экономической жизни общества. В частности, обновления парка большегрузных автомобилей, автобусного парка; повышения качества топлива, соответствующего экологическим требованиям и нормативам; совершенствования городской инфраструктуры, строительства многоуровневых развязок; создания инфраструктуры для развития велосипедного транспорта; развития системы общественного транспорта, особенно электрифицированного вида транспорта и от решения многих других не менее важных вопросов.
Новополоцкая ГРИ ПР и ООС