Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма установлен в 2008 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, в которой была выражена обеспокоенность большим количеством детей, страдающих аутизмом.
Согласно принятой в Республике Беларусь Международной классификации болезней, детский аутизм — это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности. Кроме диагноза детский аутизм особое внимание уделяется расстройствам аутистического спектра (РАС), объединяющим все варианты схожих состояний, при которых отмечаются более мягко выраженные признаки и симптомы.
Что сегодня известно об аутизме? Мировые исследования выявляют множество причин развития заболевания, а это значит, аутизм может постучать в любую дверь, прийти в любую семью.
«За 5 лет в Республике Беларусь детей с расстройствами аутистического спектра стало больше в 3 раза», — сообщил министр образования Республики Беларусь Андрей Иванец, выступая на заседании консультативного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь по вопросам социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития, состоявшемся недавно в Полоцке. С участием заинтересованных лиц обсуждались проблемные вопросы по созданию условий для раннего выявления, обучения и социализации детей с особенностями психофизического развития и пути их решения.
В выступлении методиста по специальному образованию Полоцкого районного учебно-методического центра Татьяны Дубко прозвучала информация, что в Полоцком районе создана и функционирует система обучения лиц с особыми образовательными потребностями, нацеленная на содействие их социализации и интеграции в общество. В Полоцком районе получают образование 39 детей с расстройствами аутистического спектра.
Следует знать, что у ребенка, родившегося с аутизмом, проявления расстройства становятся заметны в первые три года его жизни. Внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности заболевания, которое диагностируется при наличии трех симптомов: недостатка социальных взаимодействий, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.
Директор Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Полоцкого района Анна Ковалёва отметила, что качество и эффективность помощи детям с особенностями развития определяется выстроенной системой взаимодействия участников образовательного процесса. С целью формирования инклюзивной культуры у них и в обществе в Центре практикуется проведение мероприятий инклюзивной направленности. «Получение ранней комплексной помощи в условиях центра, обучение в специальной группе дошкольного образования при одновременной поддержке педагогов нашего ресурсного центра поспособствовали успешной социализации одного из наших воспитанников с диагнозом РАС, который в следующем году пойдет в школу», — привела пример Анна Сергеевна.
В рамках реализации районного творческого проекта «Жизнь в собственном мире» в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Полоцкого района создан ресурсный центр «Методическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с ранним аутизмом в условиях учреждения образования и семьи». В числе его задач проведение коррекционно-развивающей работы, способствующей формированию функциональных навыков и социализации воспитанников и учащихся с РАС.
Специалисты, работающие с детьми с аутизмом, утверждают, что ранняя диагностика заболевания, коррекция сопутствующих нарушений, индивидуальный подход по подбору основных психолого-педагогических стратегий, длительная коррекционная работа — важнейшие составляющие для успешной социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.