В связи с закрытием моста на улице Юбилейной в Полоцке оборудована специальная полоса для общественного транспорта.
Беспрепятственное движение по выделенной полосе призвано помочь общественному транспорту соблюдать график движения, повышать его скорость сообщения, снижать затраты на эксплуатацию.
Оправдывает ли свое назначение выделенная полоса в Полоцке? Можно ли сделать какие-то выводы? Мы поговорили с Павлом Астапеней — национальным консультантом по устойчивому транспорту и мобильности Проекта ГЭФ-ПРООН-Минприроды «Зелёные города». А также обратились к представителям филиала «Автобусный парк №2 г.Полоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс» и ГП «Оператор перевозок», их комментарии будут опубликованы в одном из ближайших номеров нашей газеты.
Чем обусловлено принятие решения о появлении в Полоцке выделенной полосы?
— Развитие систем общественного транспорта в настоящее время является проверенным и эффективным способом снижения спроса на использование личного транспорта, но в то же время обеспечивает транспортную доступность к городским объектам.
Принятию решения организации выделенной полосы для общественного транспорта в г.Полоцке предшествовали исследования в рамках разработки схем организации дорожного движения на время закрытия моста по ул.Юбилейной. Прогнозная транспортная модель показывала, что в час пик в пробках после закрытия моста будут стоять все: личный автотранспорт, специальный автотранспорт (скорая, МЧС, милиция, коммунальная техника), а также общественный транспорт. Учитывая, что только около 30% перемещений жители Полоцка осуществляют на легковом автотранспорте, а большинство совершают поездки на общественном транспорте, было принято решение о внедрении на протяжении 4 км режима выделенной полосы для общественного транспорта. Хочу обратить внимание, что общественный транспорт традиционно является социальным видом транспорта, которым могут пользоваться все жители, в том числе студенты, школьники и пенсионеры.
Для Полоцка принят вариант с выделением полосы для общественного транспорта сигнальными столбиками. Этот вариант, с одной стороны, более жесткий, чем просто знаки и разметка. Он направлен на формирование навыков автолюбителей соблюдать Правила дорожного движения и физически не допускает занимать полосу для общественного транспорта. С другой стороны, при наезде на такой столбик машина не получит повреждения, и они легко монтируются и демонтируются.
Павел, как Вы оцениваете текущую транспортную ситуацию в Полоцке после закрытия моста? Насколько эффективными оказались полосы для общественного транспорта?
— Могу констатировать, что прогноз оказался верным. В первые дни закрытия моста автолюбители, которые ехали в центр города, смогли ощутить, что такое пробки. А полоса для общественного транспорта показала свою эффективность, и автобусы смогли выполнять свою работу без сбоев.
В настоящее время произошло изменение поведения у части автомобилистов: кто-то стал выезжать на работу в другое время, часть трафика перераспределилась на местную или дворовую сеть, а кто-то «пересел» на общественный транспорт. Сейчас заторы наблюдаются непродолжительное время утром и вечером.
После увеличения востребованности общественного транспорта обнажились другие проблемы. Жалобы, которые поступают в адрес администрации района или перевозчика, в основном, касаются переполненности автобусов и больших интервалов в расписании.
Недовольны и некоторые автомобилисты, когда мимо них проезжают автобусы, пока они вынуждены стоять. С их стороны исходят инициативы о ликвидации выделенной полосы под предлогом, что именно из-за нее в городе пробки.
Как эксперт могу повторить, что центральные улицы и перекрестки в настоящее время работают на 100% своей пропускной способности. Единственное преимущество, которое есть у автобусов, — это возможность первыми приехать к перекрестку.
За опытом вашей выделенной полосы наблюдают многие специалисты из других городов Беларуси. Когда-то Полоцк был новатором в выделении велосипедных полос на проезжей части. Подобные инновационные проекты, направленные на достижение целей устойчивого развития, помогут и в дальнейшем претендовать Полоцку на международную техническую помощь и финансирование.
Продолжение темы — в одном из ближайших номеров «ПВ».